23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Андрей Боголюбский: как великие дела обернулись жестокой расправой

Боголюбский Андрей – родился предположительно в 1111 году. Является сыном Юрия Долгорукого и половецкой княжны.

Боголюбский - знаковая фигура на перекрестке переходных времён от Руси Киевской к Руси Московской. Его непосредственное и весьма влиятельное участие в становлении новой государственности положило начало новой власти, новой политики. Его великая заслуга в том, что раздробленные русские уделы были собраны в единую государственную систему. Но это событие предваряли большие и трудные дела Боголюбского.

Четыреста лет Киев был центром Руси. Все ключевые политические события были  сосредоточены в Киеве и его окрестностях. Безусловно, расцвету Киева способствовали и плодородные земли, и комфортный климат, и множество торговых путей.

Андрей Боголюбский

Но благоденствие Киева закончилось, когда Русь была раздроблена и поделена между  потомками Святого Владимира. Местные жители изнемогали от постоянных княжеских усобиц, спасались от половецких набегов. Постоянные грабежи разоряли торговцев. Население стало искать убежища, Приднепровье опустело. Киевская Русь медленно, но верно теряла свою силу, власть и, фактически, пропадала.

В это же время на северо-востоке русских рубежей, напротив, активизировалось созидание. Земли, населенные вятичами и финским племенем, издревле считались  дикими. Непроходимые леса тянулись от Оки и Десны. Про эти непроходимые чащи слагались легенды.

Именно в них прокладывал дорогу Илья Муромец, в густых кронах здесь проживал Соловей разбойник, а путники объезжали эти земли стороной. Эти глухие места назывались Залесскими. Ранее здесь был лишь один крупный город – Ростов, а при  Ярославе Мудром были основаны еще два крупных центра – Суздаль и Ярославль.

Но при Юрии Долгоруком Залесская земля стала процветать. Появлялись десятки новых городов, приток жителей был неиссякаем. В основном переселенцы шли с юга. Пришлым людям было не просто осесть на новой земле.

Общий уклад жизни здесь был совсем иным  нежели на юге. Но переселенцам оказывали всяческое содействие в освоении нового места жительства. Именно в это время берет свое начало великоросская народность.

Андрей Боголюбский был весьма опытным управленцем. Еще в юности он получил от отца в управление небольшой пригород Суздали. В Приднепровье Андрей не бывал. Лишь участвуя в походах своего отца, он поневоле провел там несколько лет.

После захвата Киева Юрий посадил сына рядом в Вышгороде. Но, спустя недолгое время, Андрей без позволения удалился восвояси. Покидая свое временное владение, Андрей прихватил с собой чудотворную икону Богородицы. Именно эта икона в дальнейшем стала главной святыней Суздальской земли, а затем прославилась по всей Руси многими чудесами.

икона Казанской Божьей Матери

Однажды Божья Матерь явилась Андрею и повелела не выносить икону из Владимира. Князь так и поступил, основав село Боголюбово, центром которого стал каменный храм Рождества Богородицы. Село стало излюбленным местом пребывания Андрея.

После смерти Юрия Долгорукого, Андрей объявил Владимир стольным городом. В городе отстроились многие церкви с обилием позолоты и живописи. Андрей был очень  набожным человеком, много времени проводил в храмах, молясь со слезами. Поэтому пышных храмов в городе было изобилие. Город был обнесен надежной крепостью с золотыми вратами. Владимир стал самым роскошным городом севера.

Набожность Андрея не мешала ему оставаться суровым владыкой. Часто он принимал чисто субъективные решения, не слушая старейшин. Поступки его часто были своенравны, но, тем не менее, именно принятые им решения уверенно двигали авторитет северных земель, расширяли сферу влияния Андрея на соседние земли. Важной для Андрея задачей было унижение значимости Киева до полного его подчинения.

В 1168 году Андрей послал войско в Киев. Три дня оборонялся город от северян, но был  захвачен и полностью разгромлен. Жителей не миловали, женщин забирали в плен, храмы грабили. С этого дня Киев уже официально был повержен. Главой в Киеве был посажен брат Андрея – Глеб. 

Но после смерти Глеба Андрей посадил в Киеве своего союзника из смоленских князей, который вскоре загордился и запротивился воле Андрея. Тогда Боголюбский отправил на Киев войско численностью более 50000 воинов. 

Мстислав  Ростиславич укрылся в Вышгороде, а Андреевы войска 9 недель осаждали город, но так и  не взяли Мстислава. В итоге войско Мстислава выступило против осаждавших и стало гнать их прочь, многих перебив и взяв в плен.

храмовый комплекс

Это событие лишний раз говорит о том, что деспотизм, своеволие, а зачастую и самодурство Андрея были несносны. Врагов, которых себе нажил Андрей, было не счесть. Неудивительно, что вскоре приближенные Андрею учинили заговор, чтобы свергнуть Боголюбского.

В роковую ночь заговорщики подошли к спальне Андрея и стали звать его. Но Андрей почувствовал неладное. Тогда его будущие убийцы выломали дверь и набросились на Боголюбского. Его били и кололи чем попало. Будучи сильным и выносливым, Андрей долго сопротивлялся в этом неравном бою. 

Его силы иссякали, а его продолжали убивать. Андрей ослабел и пал без чувств. Считая, что князь убит, заговорщики вышли из спальни. Но почти сразу Андре вдруг поднялся на ноги и пошел со страшными стонами. Возможно, он хотел укрыться, но его быстро обнаружили по кровавым следам. Сил для сопротивления у Андрея уже не было. Ему отсекли руку, а затем быстро добили.

Любимое князем Боголюбово стало местом его страшной смерти 29 июня 1174 года.