23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

«Все живое должно находиться в движении»: интервью с директором Музея техники Вадимом Задорожным

О том, что в Красногорске находится один из крупнейших в Европе и самый большой в России частный музей старинной техники, известно не всем. А меж тем, побывать там и своими глазами увидеть сотни великолепно отреставрированных ретроавтомобилей, мотоциклов, самолетов и единиц боевой техники, стоит, пожалуй, каждому. Владелец этой уникальной коллекции — президент Русской гильдии антикваров Вадим Задорожный, кажется, вложил в нее всю свою душу, так тепло и искренне он рассказывает о своих машинах.

Первой выставочной машиной Задорожного стала BMW DA3 Wartburg 1939 года выпуска, она появилась у коллекционера в 1999 году и положила начало истории создания Музея техники Вадима Задорожного.

IMG_8028.jpg

Вадим Николаевич, как появился Музей техники?
Музей появился из сердца. Я вообще считаю, что когда возникает желание создать любой музей, это решение должно быть прочувствовано изначально. Музей — это состояние души. Это тот самый случай, когда человек находится внутри культуры как таковой. Музей техники наверное, появился из мечты и продолжает жить мечтой.

Почему Вы выбрали именно технику? А не предметы искусства, например?
Ездить, летать, вырываться из пространства — все это человеку позволяет техника. На ней можно подниматься в небеса и уноситься вдаль к своей мечте. Любой мальчик, любая девочка, мечтают, нет, не о красивом автомобиле — это очень банально. Они просто мечтают находиться в красивом пространстве. И именно автомобиль может нам это позволить. Машины ведь соответствуют времени жизни человека. Я думаю, что многие автомобили, пришедшие к нам из прошлого, могли бы рассказать невероятные истории.

Когда я был маленьким, я очень любил смотреть на старые машины 1920-30 годов выпуска. Тогда они еще ездили по улицам городов Советского Союза. И я помню это чувство, оно до сих пор мной не утеряно, — чувство зависти и интереса к этому транспорту. Мне радостно, что сейчас я вторично переживаю это состояние, глядя на автомобили из своей коллекции глазами детей и подростков и тех людей, которые приходят к нам в музей. Контакт с машинами из прошлого времени — это, поверьте, настоящее удовольствие. 

DSC_8456.jpg

Вадим Николаевич, какой автомобиль был первым в вашей коллекции?
Мой первый автомобиль — это машина моего отца, ГАЗ 21. Автомобиль долгое время стоял в гараже и я все мечтал его отремонтировать, отреставрировать. А потом, вслед за ним, уже пошел ряд других автомобилей.

Сколько сейчас экземпляров в коллекции?
Никогда не считал, как, иногда, в больших семьях детей не считают. Много.

А какой Ваш любимый?
Нет у меня любимой машины. Я все свои автомобили люблю по-разному, какой-то больше, какой-то меньше, но в целом — они все мне родные и близкие.

На табличках перед автомобилями в музее есть надпись «на ходу». Неужели, действительно?
Да, это действительно так. Я считаю, что машина обязательно должна быть на ходу. Ружье должно стрелять, человек должен совершать поступки, машина должна ездить. То, что находится в движении — живое. Все, что стоит — мертвое.

А автомобили, которые в оригинальном состоянии к вам попали, действительно находятся в первозданном виде? Вплоть до воздуха в шинах?
Да, есть у нас сейчас автомобили, которые волею судьбы будто бы по волшебству перенеслись из прошлого и оказались в нашем времени. Многие наши машины на самом деле сохранились в полностью оригинальном состоянии.

Один из культовых автомобилей в коллекции музея — черный бронированный ЗиС-115, машина Иосифа Виссарионовича Сталина. Как она к Вам попала?
Этот автомобиль попал ко мне очень давно, в конце 90-х годов. Машина стояла на одной из подмосковных дач, кажется, у главного инженера какого-то ведущего автодорожного института и использовалась, мягко говоря, совершенно не по назначению. В ней инженер отдыхал после бани. То есть он парился, а когда ему хотелось немного охладиться, он забирался в автомобиль, может, даже выпивал там пива, в общем, отдыхал. И эта машина, вросшая колесами в землю, годами стояла возле бани. Такую я ее и нашел. И прямо из этой колеи вытянул. Затем мы ее отреставрировали и вот теперь она у нас в музее.

То есть инженер был не в курсе, чей это автомобиль?
Да нет, он знал. Просто ощущение ценности приходит с годами. Наверное, он чувствовал, что объект это значимый, поэтому и сохранил ее. В конце концов, не важно в каком состоянии, главное, что, благодаря ему, она к нам попала.

Как вообще Вы принимаете решение о том, что автомобиль достоин вашей коллекции? Увидел, влюбился, приобрел? Или как-то по-другому это происходит?
Дело в том, что есть автомобили, которые символизируют время. ЗиС-115 символизирует эпоху Иосифа Виссарионовича Сталина, послевоенную эпоху. Автомобиль был создан специально для Сталина. Завод выпустил всего три десятка 115. Эти машины можно видеть на Ялтинской конференции, на любых послевоенных встречах, в кортеже всегда было три машины. Это символ власти, символ эпохи, машина, которая выехала из времени. И поэтому она здесь, в музее.

Музей техники Вадима Задорожного по праву можно назвать музеем живой истории. Масштабная трехуровневая экспозиция постоянно пополняется новыми, тщательно отреставрированными экземплярами, отбирает которые основатель и владелец коллекции, Вадим Задорожный, для своего музея сам. Для того, чтобы собственными глазами увидеть лучшие антикварные машины прошлого столетия, приезжайте в Музей техники Вадима Задорожного в Красногорске и получите свой билет в историю.

Маша Пчелкина