23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Лев Толстой. Писатель-офицер

Лев Толстой впервые опубликовался, сражаясь на Кавказской войне. А окончательно встать на писательскую стезю решил в Севастополе, оборонявшемся против войск Британской, Османской и Французской империй и Сардинского королевства.

Что было бы, пролети одно из нацеленных в Язоновский редут ядер чуть по другой траектории? Или что было бы, если бы пуля кавказского горца встретилась с грудью молодого артиллериста? Быть может, мы запомнили бы Льва Николаевича как писателя средней руки…

Две пройденные войны заставили Толстого думать с небывалой напряжённостью и подтолкнули его к становлению как великого писателя и мыслителя. Что происходило с ним? Как он совмещал писательство с военной карьерой?

CnYYP4IUkAABWHg.jpg

В 22 года Толстой проводил время в кутежах и азартных играх, и вместе с этим глубоко увлекался музыкой и начинал писать. Толсты́е росли без родителей, и найти свой путь в жизни писателю помогал старший брат Николай. Он служил на Кавказе и, приехав на время в Москву, позвал Льва с собой. Тот сомневался, но крупно проигрался в карты и был вынужден торопливо уехать.

И вот в 1851 году Лев Толстой прибыл на Кавказ. Тогда русские генералы боролись со знаменитым имамом Шамилем. Уже несколько лет война шла по новой тактике: в лесу прорубали широкие просеки, по которым в горы шли войска, заставляя горцев отступать. По Тереку были расположены маяки; как только где-то замечали, что враг переправляется через реку, маяки загорались, и казаки и солдаты отовсюду спешили к месту схватки.

Русское командование постоянно снаряжало походы, захватывало крепости горцев. Летом Лев Николаевич впервые участвовал в бою: он и его брат Николай отправились в военную экспедицию. Писателя поразило спокойствие солдат перед боем. Испытания войны благотворно влияли на развитие личности Толстого и помогли оформиться его литературному таланту. Вернувшись, Толстой записал в своём знаменитом дневнике идею романа о четырёх эпохах развития: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Молодость».

Русские экспедиции вглубь Кавказа часто были жестокими: солдаты уничтожали посевы местных жителей, угоняли скот, разоряли селения. Толстой был против подобного, хотя в целом считал войну справедливой. Он любовался природой, казаками, подружился со многими горцами, например, его друг Садо сумел освободить его от давнего долга в 500 рублей.

Писатель решает остаться на Кавказе. Осенью он поступает на военную службу, с высшими баллами сдаёт экзамен на звание юнкера и становится фейерверкером в артиллерийской бригаде. Начался новый виток войны. Толстой участвовал во многих походах, отличился в столкновении на реке Джалке и на реке Мичике, где он чуть не погиб, когда ядро ударило в колесо его пушки.

1013459485.jpg

К Толстому приходит писательский успех. Он отсылает Некрасову повесть «Детство», а затем рассказ «Набег», в котором изображает войну без прикрас.

«Там рушится кровля, стучит топор по крепкому дереву, и выламывают дощатую дверь; тут загораются стог сена, забор, сакля, и густой дым столбом подымается по ясному воздуху… двое солдат вели связанного старого татарина. Старик, всю одежду которого составляли распадавшиеся в лохмотьях пестрый бешмет и лоскутные портки, был так хил, что туго стянутые за сгорбленной спиной костлявые руки его, казалось, едва держалась в плечах, и кривые босые ноги насилу передвигались»*.

Писатель участвовал в очередном походе в Чечню, остановился в крепости Грозной. Он начинает сомневаться, что его участие в этой войне правильно. Командование русских перешло к штурму позиций Шамиля на реке Мичике. Толстой отличился в этом сражении: метким выстрелом из орудия он вывел из строя вражескую пушку, и за это ему был обещан Георгиевский крест. 

Шамиля выбили с реки, горцы отступили, однако креста писатель не получил. Он пропустил вручение наград, потому что сидел под арестом за то, что не вышел в караул. Вскоре за удачное сражение его вновь представили к награде Георгиевским крестом; однако писатель уступил его старому солдату, которому за такую награду дали пожизненную пенсию. Русские войска подошли к реке Гудермес. Толстой вернулся в станицу, где жил тогда.

Подал в отставку брат писателя, Николай Николаевич. Лев Николаевич тоже начинает задумываться об уходе с военной службы. В июне 1853 года Толстой почти был пленён чеченцами, когда ехал вместе со своим кунаком Садо. Их спас отряд, высланный навстречу из крепости Грозной.

Он в полной мере осознаёт себя писателем, понимает, что это его призвание, а ещё − что его «цель <...> жизни известна — добро, которым я обязан своим подданным и своим соотечественникам». Впечатления от Кавказа, так изменившего юного Льва Николаевича, просятся на бумагу; он начинает повесть «Казаки». Два года службы на Кавказе прошло...

Но оставленная в прошлом война продолжала волновать Толстого на протяжении всей его жизни. Об этом говорит дописанная в 1904 году «Хаджи−Мурат», в которой война показана безумием, не нужным никому, кроме имама Шамиля и императора Николая.

Писателю не было суждено уйти с военной службы. Обострились отношения с Турцией. Николай I приказал занять Молдавию и Валахию. Писатель просит перевести его в действующую армию. А как же ещё мог поступить человек, благодаря жизненным испытаниям осознавший как цель жизни − добро, которым он обязан своим соотечественникам?

Он блестяще выдерживает экзамен на звание офицера и в 1854 году отправляется в Бухарест прапорщиком. В составе Дунайской армии он осаждал Силистрию, сражался при Ольтенице и, наконец, десять месяцев провёл в Севастополе.

Дорога к обороняющемуся городу была тяжела, загромождена, но стремящийся испытать себя Лев Николаевич с упорством преодолел её. И вот он в городе. «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...»**

К тому времени уже два месяца шли тяжёлые бои. Писатель общался с солдатами, жителями и был восхищён их мужеством, гораздо большим, чем ему представлялось. 10 ноября 1854 года он был назначен офицером в артиллерийскую бригаду, которая стояла под Симферополем и не участвовала в боях. Он рвался в Евпаторию, где усилился натиск неприятеля, и в конце концов самовольно отправился в Севастополь. 

В марте следующего, 1855 года, его назначили на четвёртый бастион, который был среди самых важных точек обороны. Там-то он и смог проявить своё мужество. В марте и апреле был штурм Севастополя. Четвёртый бастион сплошь был изрешечен вражескими снарядами, но врага в город не пустил. За нахождение на Язоновском редуте при бомбардировке Толстому присвоили звание поручика и вручили орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

язоновский редут.jpg

На четвёртом бастионе он написал рассказ «Севастополь в декабре», Это было первое в российской истории доступное всем описание происходящих судьбоносных событий. Толстой как автор Севастопольских рассказов был не только писателем, но и первым военным корреспондентом. Первый рассказ был замечен новым императором Александром II, и тот повелел беречь автора.

В мае бастион штурмовали снова. Бомб летело так много, что они, по словам военного историка, были подобны огненному своду. Опираясь на эти впечатления, Толстой написал второй рассказ, «Севастополь в мае».

Июнь, июль и часть августа писатель был не в Севастополе. В августе, четвёртого числа, Толстой участвовал в самом кровавой в его жизни битве и, наверное, лишь чудом не погиб. В сражении при Чёрной он командовал батареей. Тогда из-за ошибки командования дивизии генерала Реада атаковали Федюхины высоты, занятые неприятелем. 

Союзники с удобством расстреливали из пушек наступающие снизу русские войска. Толстой написал несколько сатирических песен, в одной из которых были строки:

«Как четвёртого числа,
нас нелёгкая несла горы отбирать
...
На Федюхины высоты
Нас пришло всего две роты,
А пошли полки».

Эту песню пели как солдатскую. В тексте были задеты некоторые генералы. Толстому пришлось держать ответ за это сочинение.

Оборона Севастополя (панорама).jpg

Позже, когда бои шли уже к завершению, Толстой вновь был в городе и командовал батареей, которая прикрывала отход войск. Город он покинул одним из последних. Эти впечатления вылились в третий рассказ − «Севастополь в августе 1855 года», написанный уже в Петербурге. В нём он рисует гибель новобранца Володи и вообще бессмысленную жестокость войны. Разве что-то значит патриотизм на фоне всех этих смертей?! Впервые Толстой подписал произведение не инициалами, а полным именем.

Такие страшные события помогали расцвести таланту Толстого, словно снег, который сыплют в горшок растению, от которого хотят добиться цветка. В свободные минуты во время обороны Севастополя Лев Николаевич написал знаменитый цикл рассказов, много работал над «Юностью».

В ноябре 1856 года Толстой в звании поручика оставил военную службу навсегда − оставил человеком, имеющим своё кредо, писателем нового поколения.

Кроме ордена Святой Анны, он был награждён медалью «За защиту Севастополя 1854—1855» и медалью «В память войны 1853—1856 гг.». Уже очень пожилому Толстому потом вручили ещё и бронзовую медаль «В память 50-летия защиты Севастополя» как автору «Севастопольских рассказов» и серебряную (более высокую) − как участнику обороны города-героя.

*- Цитата из рассказа «Набег»

** - Цитата из рассказа «Севастополь в декабре месяце»

Дарья Шустова