Бакунин Михаил Александрович родился 18 мая 1814 года в Тверской губернии в семье богатого дворянина. Отец Михаила нёс посольскую службу в разных государствах, затем вернулся на родину и осел в своем имении Премухино.
Михаил был старшим из шести братьев. До четырнадцати лет получал домашнее образование, а в 1828 году был определен в петербургское артиллерийское училище. Казенная атмосфера показалась Михаилу совершенно чуждой.
Тут он узнал теневую сторону счастливого мира, в идеальность которого он верил до сего времени. Более тяжелой стала его жизнь в Минской губернии, куда он был направлен для прохождения службы в артиллерийской бригаде.
С его офицерским окружением отношения не сложились, обстановка была гнетущая. Эти обстоятельства побудили Бакунина принять окончательное решение и подать в отставку. Более с военной службой он связываться не хотел.
Свою жизнь Михаил Александрович решил связать с наукой. Он перебрался в Петербург и, первым делом, познакомился близко с членами философского кружка Николая Станкевича. Стал дружен с Белинским и Герценом и, соответственно, увлекся немецкой философией Гегеля и Фихте.
По воспоминаниям свидетелей, Бакунин был охотен до дискуссий, много спорил, имел изворотливый и острый ум. Его речь завораживала слушателей, он с ясностью доносил самые сложные философские мысли. С такими талантами он мог бы стать блестящим проповедником или пропагандистом.
Но Бакунин жаждал большего – его притягивала мекка всех философий – Берлин. И в 1840 году Бакунин поселился в Берлине. Поступил в Берлинский университет и с головой ушел в изучение логики, теологии, физики, эстетики и философии. Окончательно освоившись в Германии, Бакунин начинает интересоваться политической жизнью, сближается с радикальным движением и даже издает статью «О реакции в Германии».
Бакунина захватывают политические процессы Германии, и он решает остаться здесь навсегда. За яркие идейные убеждения его начинает преследовать полиция. Бакунин направляется в Швейцарию, затем бежит в Париж. Во Франции ему довелось сблизиться с Карлом Марксом.
Путешествуя по Европе, Бакунин напитывается новыми революционными идеями, изучает политэкономию, увлекается изучением принципов коммунизма и социализма. Он стал выступать обвинителем российского самодержавия. Выступал с пламенными речами на собраниях. Его речи цитировали и печатали в демократических газетах.
Российский посол попросил выслать Бакунина из Франции. Но Бакунин удалился в Берлин, но ненадолго. Узнав о начале революции и свержении короля Луи Филиппа, Бакунин тут же едет в Париж, в самую гущу государственного переворота. Об этом времени он сам писал: «Всеми своими чувствами я впитал упоительную революционную атмосферу».
Бакунин уезжает в Германию. В 1849 году в Дрездене вспыхивает восстание, создается временное правительство. Бакунин возглавляет оборону Дрездена и отражает атаки королевских войск. Но безнадежное положение вынуждает Бакунина выводить повстанцев из города. В этот же день его арестовали и заключили в тюрьму, после перевели в крепость Кенигштейн.
Затем Бакунина выдали австрийским властям. Находясь в изолированной камере крепости Ольмюц, он получил приговор к смертной казни через повешенье, затем приговор изменили на пожизненное заключение. Нежелание содержать на своей территории опасного заговорщика объясняет решение Австрии передать Бакунина российским властям.
Его заключили в Петропавловскую крепость и вскоре граф Орлов явился к нему в камеру и предложил написать честное письмо Государю. Таким образом на свет появилась подробная «Исповедь» Бакунина. Далее Михаила Александровича содержали в одиночной камере, что было для него страшнейшей из пыток. Как писал Бакунин своим родным: «…. Я мертвец, я труп, я погребен заживо».
После смерти Николая I и объявления амнистии политзаключенным, родные Бакунина тщетно хлопотали о его освобождении. В отчаянии Бакунин пишет письмо Александру II с прошением о помиловании. Но резолюция на письме гласила: «В Сибирь на поселение».
Но и этой милости Михаил Александрович был рад. Бакунин отправился по месту назначения и поселился в Томске. Он немного оправился, воспрянул духом и вскоре женился на молоденькой дочери своего нового знакомого. Молодой семье разрешили переехать в Иркутск. Затем посредством неоценимой помощи губернатора Муравьева Амурского, Бакунин получил разрешение на свободное перемещение.
Этой возможностью он виртуозно воспользовался, чтобы спланировать побег и обрести долгожданную свободу. Пересаживаясь с одного судна на другое, он добрался до Японии, затем до Сан-Франциско, затем прибыл в Лондон, где вернулся к революционной работе вместе с Герценом и товарищами. Он был одержим организацией международного революционного общества освобождения человечества.
Он был серьезно озабочен подготовкой мировой революции. В новом обществе он видел равенство мужчины и женщины, отмену права собственности и наследования, свободу брака, общественное воспитание детей. В теории его замысла Государство должно быть разрушено до основания, уничтожены церкви, учреждения, суды, армии, вся государственная собственность должна быть передана революции.
Воплощение своей идеи Бакунин начал с Союза Социалистической Демократии в Италии. Не набрав должного количества единомышленников, он перебирается в Женеву, но и там ситуация повторяется, но Бакунин не отчаивается и создает Альянс социалистической демократии.
Его идеи подхватывают в Южной Франции, Италии и Испании. Бакунин мечтал о создании ячейки и в России, познакомился с молодым студентом из Петербурга Сергеем Нечаевым. Тот представился членом революционного комитета и политическим беженцем.
Бакунин доверился Нечаеву, выдал ему мандат и деньги. Снабженный ценными документами, Нечаев возвращается в Россию для создания собственной террористической организации. Итогом этого замысла стало громкое уголовное дело и настоящий политический скандал. Бакунин посчитал себя обманутым и преданным.
Между тем нарастало давнее противостояние Маркса и Бакунина. Положение накалилось в 1872 году. И Маркс организовал сбор компрометирующих Бакунина документов и добился исключения Бакунина из Первого Интернационала. Но Бакунин собрал своих сторонников и объявил о создании собственного анархистского интернационала.
Объединение разрозненных общин и тесную связь рабочих масс Бакунин считал первоочередной задачей. Этот призыв вдохновил молодежь и положил начало новому явлению народничества. Но Россия была далека от Бакунина. Все свои силы он прикладывал к событиям близким географически.
Испанская революция была финальным событием в жизни Бакунина. Бакунин рвался в пекло испанской революции, но по состоянию здоровья не осилил это путешествие. Он отошел от революционной деятельности и умер 19 июня 1976 года в Берне.