23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Баядерка. История балета

В 1877 году легендарный Мариус Петипа поставил знаменитую «Баядерку». Балет стал  бенефисом балерины Екатерины Вазем. Премьера «Баядерки» в России состоялась на  сцене петербургского Каменного театра (сегодня – Консерватория). На протяжении  десятков лет балет претерпевал многие изменения и сегодня идет далеко не в  оригинальной постановке.

Баядерка

История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного  свидания девушки и Солора. Общепринятые нравственные законы запрещают  внебрачные отношения, поэтому влюбленные вынуждены прятаться от людей, но не от  своих пылких чувств. Но молодых людей увидел Великий брамин – жрец храма. В  приступе ревности он отправился к радже и настоял на решении выдать замуж дочь  раджи Гамзатти за Солора, дабы разлучить Никию и Солора.  

Гамзати требует от Никии отречься от любимого, баядерка отвечает отказом и получает от  Гамзати угрозы и проклятия. Во время праздника во дворце ликующие гости чествуют Гамзати и Солора. Среди приглашенных артистов – страдающая Никия. Для своего  возлюбленного и его невесты она исполнила прощальный танец. 

В завершении этого  блистательного и печального танца девушке преподнесли корзину цветов. В роскошном  букете пряталась ядовитая змея, которая и стала причиной мгновенной смерти Никии.  Трагедия случилась на глазах приглашенной публики, а также молодоженов. Солор был  безутешен. 

Он тоскует, впадает в тяжкое страдание, ему видятся призраки погибших  женщин, среди которых он замечает и свою погибшую возлюбленную. Солор стремиться к  Никии, в заключении действа, влюбленные танцуют страстный и красивый танец среди  парящих призраков. 

В основном балет идет в трех актах. В первом – прелюдия о тайной и страстной любви,  второй акт – сюжет во дворце, третий акт – царство теней. По задумке Петипа второй акт  состоял из двух частей. Третий акт Петипа наполнил похожими на народные танцами, где  не было пуант, а танцевали номер на каблуках. 

Также была и небольшая, но значимая  четвертая часть, в которой, после танцев в Царстве теней, призрак Никии перемещается в  реальный мир, где ее видит лишь Солор. Молодожены исполняют свадебный танец,  Солор чувствует, что Никия танцует вместе с их парой. После этого танца Гамзатти  получает похожую цветочную корзину, среди цветов ей мерещится змея, а вместе с этим  девушка видит тень мертвой соперницы. 

Гамзатти бросается к своему отцу. Брамин  ускоряет церемонию бракосочетания, молодожены берется за руки, но этому союзу будто  бы противостоит и Бог, и природа. Все вокруг содрогается от страшного грома, начинается разрушительное землетрясение. Под ударами стихии храм рушится. Праздничная  церемония и приглашенная публика оказались погребенными под павшими каменными  глыбами. Так Бог наказал виновных в смерти баядерки. В заключении балета на сцене зрители видят тени воссоединившихся влюбленных. 

Именно последняя, согласитесь, живописная часть была со временем утрачена. В начале  20-го века спектакль шел уже без этого финала, т.к. современники довольно прохладно  оценивали такую развязку. Зрители не оценили бутафорскую работу. Отрицательно высказывались и историки балета. Например, Юрий Слонимский. 

Баядерка

Обрушение каменного храма, по мнению недовольных, выглядело не достоверным, т.к. глыбы были легкими и  это нельзя было скрыть. Что же по мнению «кровожадных» потребителей должно было  падать на актеров? Не настоящие ли камни… Ответа нет. Но более поздние историки  балета единогласно утверждают, что без этой части балет логически не завершен и  именно эту часть нужно считать единственной из возможных.  

Но, тем не менее, с начала прошлого века балет шел без задуманного Петипа финала. В том числе и в Большом театре, где с 1907 года труппу возглавлял Александр Горский,  который ратовал за реальность всего действа.  

В то время культурным фильтром театральных постановок была Мариинка. Если в Петербургском театре постановку одобряли, то затем она ехала в Москву. Так работала  система императорских театров. Постановка переезжала вместе с декорациями и  костюмами. 

И именно издержки этой логистики оставили зрителя без того самого финала  Баядерки. Подготовка к отъезду в Петербурге отнимала слишком много времени, в  следствие чего автомобили с грузом прибыли в Москву, когда уже премьера балета  состоялась, но без финала.  

В Петербурге балет продолжал идти с финалом, но постепенно и Мариинка перешла на  усеченный вариант. Зрители недоумевали. Казалось, что их оставили без главного блюда.  И вскоре четвертый акт вернулся на место. Но и здесь не было постоянства. Четвертый акт  то возвращали на место, то снова убирали.  

В 1924 году театральные склады с реквизитом затопило, декорации пострадали  безвозвратно. Балет был закрыт. Но через два года снова шел на сцене в трех актах. 

Затем балет изменяли то в части хореографии, то в сюжете, то в полноте. В новых  интерпретациях балета появилась новая мужская партия Золотого божка – участника  праздника во Дворце. Первым исполнителем роли стал Николай Зубковский. Также и  второй акт Баядерки был изменен. Именно второй акт включил танцы финального  утраченного четвертого акта. Так зрители смогли увидеть версию балета с одной стороны  усеченную, а с другой дополненную великолепными танцевальными номерами.  

В 1980 году балерина Наталья Макарова поставила в США собственную версию Баядерки,  где финал был практически оригинальным. Но при этом Макарова сократила многие  картины из постановки Петипа. 

Баядерка

В СССР несколько раз пытались вернуть оригинальную версию балета. Балетмейстер Петр  Гусев поставил спектакль в максимально приближенной к оригиналу версии.  Восстанавливать сцены пришлось по рассказам очевидцев. Для этого даже создавалась  новая музыка. В 2002 году балетмейстер Сергей Вихарев, поработав с архивами,  восстановил хореографию Петипа. Но результат разочаровал театроведов. Мариинский  театр вернул на сцену постановку 1940-х годов. В Москве балет идет в редакции Натальи  Макаровой.