23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Константин Васильев. Художник от Бога

18 августа 1942 года в город Майкоп Краснодарского края вошли немецко-фашистские  захватчики, а через две недели 3 сентября 1942 года в оккупированном немцами городе  родился мальчик. Его отец, Алексей Алексеевич перед этим ушёл в партизаны, а когда  через полгода немцев выбили из Майкопа, отец вернулся и назвал сына Константином.

Константин Васильев

Это был будущий художник Константин Васильев. 

Поскольку город Майкоп после бомбёжек был в руинах, семья Васильевых переехала в  Казань, а затем и в посёлок Васильево под Казанью, где Константин Васильев прожил всю  свою жизнь, кроме годов учёбы в Москве и Казани. 

Уже в детских работах Кости можно увидеть творческий потенциал будущего художника.  Пейзажные мотивы, интересовавшие в то время мальчика, найдут своё продолжение в  позднем творчестве Васильева. Рисунки отца, матери, кошки, собаки, птиц – всё давалось  ему легко и радостно. Родители послали рисунки Кости в Москву и его сразу приняли в  Московскую художественную школу при Институте имени Сурикова Академии художеств  СССР. 

В пятнадцать лет Константина захватывает искусство эпохи Возрождения и он пишет свой  первый карандашный автопортрет в стиле Дюрера. Детский период Васильева проходил  от рисования акварелью и карандашом до небольших масляных картин: натюрмортов и  этюдов, посвящённых живой и мёртвой природе. 

Но тут наступила послесталинская оттепель, в результате чего открылся доступ к  западному модернистскому искусству, которое увлекло нашего юного художника. Это  испугало учителей московской школы и 15-летнему Константину пришлось покинуть  Москву и вернуться в Казань. 

По окончании – диплом с отличием за декорации к музыкальной драме Островского на  музыку Чайковского «Снегурочка». Но параллельно с обязательным тогда в училище  рисованием в стиле социалистического реализма, Константин втайне от своих педагогов  дома рисует сюрреалистические и абстрактные картины, в основном на больших листах  бумаги и ватмане цветными карандашами, гуашью и цветной тушью. Так начинается  длительный и плодотворный период формалистических экспериментов в творчестве К.  Васильева. 

Не имея перед глазами никаких образцов западного модернистского искусства (они фактически были ещё под запретом, хотя и критиковались в газетах) Васильев в  необычном, придуманном им самим стиле, создаёт «Серую композицию № 1» (по  Достоевскому) и «Квартет» (по Шостаковичу), в которых можно увидеть попытку передачи  тревожного состояния внутреннего мира художника. 

В 1961 году внезапно умирает его отец Алексей Алексеевич. Потеря близкого человека  становится для Васильева трагедией; боль утраты, одиночество, воля судьбы — вот  основные темы его формалистических картин того времени.

Затем в творчестве Константина Васильева ясно обозначился не менее трагический  «розово-голубой» сюрреалистический период. Кроме одной масляной картины «Слёзы»,  свои работы он рисовал в основном двухцветным сине-красным и простым карандашом  на листах ватмана большого размера, часто на обороте чертежей своих друзей, учащихся  авиационного института или на обороте карты Советского Союза (бумага, кисти, краски – всего этого не хватало, и негде было взять). 

Яркие произведения этого периода: «Струна»,  «Колизей», «Аргонавты», «Атомный взрыв», «Лунная лошадь», «Искушение Святого  Антония», «Голгофа». Лейтмотив этих картин — философские рассуждения о смысле  жизни и смерти, о смысле творчества, о неизбежной гибели прекрасного. 

В это же время художник слушает много классической и современной серьёзной музыки и создаёт в необычном для того времени стиле серию графических портретов известных  композиторов, а также писателей Достоевского, Пушкина, художника Пикассо, режиссёра  Рома, актёра Михоэлса, пианиста Рубинштейна и некоторых политиков. Особенностью  этих работ стала удачная передача не просто внешнего сходства, но и характера личности  и творчества портретируемых. 

В 1965 году Васильев знакомится с приехавшим в Казань Д. Д. Шостаковичем, пишет его  графический портрет и дарит ему. Портрет поразил композитора глубоким  проникновением в сущность его творчества. Позже он просил передать художнику  благодарность письмом в Союз композиторов Татарии. 

В те же годы создаётся серия рисунков, посвящённых любимой девушке Люде Чугуновой.  Эти цветные и чёрно-белые карандашные работы — творческий эксперимент Васильева  опять же в новом своеобразном художественном стиле. Черпая вдохновение в красоте  возлюбленной, Константин создаёт её разнообразные элегантные портреты и сюжетные  рисунки: «Музыка ресниц», «Грусть королевы», «Свидание», «Скрипка губ», «Танец» и др.  Были рисунки и других девушек. 

В 1962 году Васильев увлекается творчеством Б. Пастернака. Большой интерес к  лирической поэзии в этот период связан, конечно, с влюблённостью художника.  Константин специально переписывает понравившиеся ему стихи Пастернака, делает к  стихам свои иллюстрации и дарит любимой. 

И под конец своего формалистического периода К. Васильев увлёкся абстрактным  экспрессионизмом. Его любимыми художниками этого направления были тогда  американцы Джексон Поллок и Роберт Мотервелл. В манере последнего Константин и  создал 25 абстрактных картин, но большинство потом уничтожил. Оставшиеся 6 картин  можно увидеть в Казанской картинной галерее К. Васильева. 3 картины он потом  повторил в масле. 

Обращаясь к глубинам подсознания и пытаясь выразить свои потаённые чувства,  Константин Васильев рисует плавными, но быстрыми интуитивными движениями кисти с  тушью или гуашью, пытаясь поймать какую-то небывалую форму, найти неведомую  линию, выразить своё внутреннее состояние, настрой. Это был «чёрно-белый» период в  творчестве Константина Васильева.

1964 год. Короткий творческий этап, который можно условно назвать «христианским  периодом». В это время Васильев, размышляя о христианской вере, создал несколько  работ в реалистической и близкой к сюрреалистической манерах: «Адам и Ева»,  «Распятие», «Андрей Первозванный», а также скопировал картину Джотто «Поцелуй  Иуды» и икону Владимирской Богоматери XII века. Большую часть этих картин он уничтожил, так как не почувствовал в себе дара истинного иконописца, а работать без  души не хотел.

Константин Васильев

Конец 1964 — середина 1966 года. Время творческого кризиса художника. Перепробовав  множество стилей и методов, Васильев понял, что так и не смог приблизиться к истине и  найти свой путь в искусстве. Поэтому на время он отказался от рисования и живописи.  Стал пробовать себя в другом: делал абстрактные скульптуры, сочинял конкретную  музыку на магнитофоне. Но и эти занятия не приносили ему удовлетворения. 

Тогда он  стал перечитывать классическую русскую литературу, слушать русскую народную и  классическую музыку, ещё раз прошёл всю историю русской живописи и, наконец, понял  величие созданной до него русской культуры по сравнению с тем современным  западным формотворчеством, которым он сам столько времени занимался. Это было  преображение души и, в то же время, возвращение к истокам. 

1966-1969 годы. Рождение нового творческого метода Васильева, который условно  можно назвать символическим реализмом. Первыми работами в этом направлении  становятся «Волга» и «Озеро», затем «Дуб», сначала небольшого размера, а потом, когда  пришло осознание, что наконец-то он нашёл своё – большие, настоящие, насколько  хватит холста, картины. Художник выходит из заточения в своём внутреннем мире, из  своего одиночества и обращает свой взор на природу, на других людей, на прекрасный и  яростный мир. 

И с этих пор основной темой картин Васильева становится гармония человека и  природной стихии, красота души отдельных людей, величие подвига героев, но часто и их  трагическая судьба. 

Жемчужиной этого периода можно считать большое полотно «Северный орёл» (1969),  которое позже стало центральной картиной триптиха «Северная Русь» с «Волгой» и  «Озером» по краям. В это же время написаны «Портрет сестры Людмилы» и «Портрет  лейтенанта Пронина», друга художника. 

Васильев углублённо интересуется историей. В этот «былинно-исторический период»  своего творчества Васильев обращается также к мифам и былинам русского народа,  слушает уникальные записи распевов былин сказителями русского севера и создаёт такие  работы, как «Дунай Иванович», «Настасья Микулишна», «Сварог» и ещё 20 картин маслом  и гуашью на темы русских былин. 

В эти же годы К. Васильев увлекается мифологией северных народов: скандинавскими,  исландскими сагами, северогерманскими мифами, музыкой Р. Вагнера и философией Ф.  Ницше. Под впечатлением музыки и текста тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга»  Константин Алексеевич пишет картины «Полёт Валькирии», «Гибель Викинга», «Вотан», 

«Валькирия» и другие живописные и графические работы на эту тему. Также в 1968 году  Константин работает над своим вторым автопортретом, на фоне Марса (первый был  карандашный автопортрет в 15 лет), на котором символически изображает себя борцом  за право иметь своё мнение и писать картины так, как подсказывает ему душа, а не  критики от искусства, обвиняющие его то в одном, то в другом. 

С 1968 года начался также период чисто реалистических пейзажей, таких как «Дуб»,  «Сумерки», «Облако», «Лесная чаща», «Река Илеть», «Осень», «Лесная готика» и другие.  Природа вдохновляет художника как самостоятельный прекрасный мир, как вечная  стихия, сопровождающая человека и поднимающая его дух своей жизнеутверждающей  красотой и способностью к самовозрождению. 

Одновременно продолжают создаваться и  философские пейзажи с участием человека: «Свияжск», «Лебеди», «Север», «Русалка».  Своими реалистическими картинами К. Васильев ещё раз показывает, что реализм как  стиль неисчерпаем, что настоящий художник каждый раз находит новое дыхание  реализма. И многочисленные посетители выставок К. Васильева подтверждают нужность  таких картин для просветления души. 

1970 год. Васильев пишет свой третий автопортрет, в строгом костюме с галстуком. Такой  образ отчасти соответствовал его внутреннему состоянию, хотя в жизни ему редко  приходилось быть «при параде». 

Константин Васильев был патриотом своей Родины, и он не мог не коснуться в своём  творчестве темы Великой Отечественной войны, на которой воевал его отец и которую он  лично пережил, хоть и в младенческом возрасте. Художник пишет целую серию военных  картин: «Нашествие», «Парад 41-го года», «Прощание Славянки», «Тоска по Родине»,  «Маршал Жуков» и другие. Достаточно только взглянуть на эти картины, чтобы сразу  почувствовать весь драматизм событий военных лет на каждой из этих картин и величие  подвига нашего народа. Как нестандартно и глубоко художник это показал. 

В те же годы К. Васильев пишет и картины на героические темы из русской истории:  «Князь Игорь», «Ярославна», «Евпраксия с сыном», а также делает серию женских  образов: «Портрет Т. Силкиной», «Портрет С.Тарасовой», «Портрет Л. Асеевой», «Портрет  Л. Гавриловой», одних по заказу, других по вдохновению. 

1975 год. «Астрономический» период в творчестве Константина Васильева. Проработав  некоторое время в обсерватории казанского университета, художник написал несколько  картин по мотивам старинного астрологического атласа Яна Гевелия: «Созвездие»,  «Звёздное небо», «Над костром», «Обсерватория» и, возможно, портреты астрономов. 

1975–1976 годы. Васильев всё больше обращается к личности человека и пишет  «духовные картины и портреты»: «Ожидание» – 4 варианта картины, «Достоевский» 2  варианта, «Жница», свой последний автопортрет. Здесь впервые на картинах появляется  свеча или светоч (термин Васильева) — символ горения души, горения не яркого, но  долгого и устойчивого, ведущего человека по жизни.

Последний период творчества Константина Алексеевича Васильева можно назвать  символическим реализмом (хотя были написаны и чисто реалистические картины). В нём  художник реализует различные аспекты мифа «северного символиста», как Васильева  однажды назвали. Картины «У колодца» – 4 варианта картины (2 варианта на фоне ворот,  варианты у окна и с часовней), «Рождение Дуная» (последний вариант), «Над Волгой»  (Свияжск 2»), «Сокол» («Горят пожары»), «Отечество», «Человек с филином», «Битва» и  четвёртый, последний автопортрет, где художник предстаёт как всевидящий и всё  понимающий пророк. 

А на последней картине «Человек с филином» показан грядущий  человек (может быть сверхчеловек), который обладает светочем правды, и с этим огнём  человек-спаситель приведёт нас к светлому будущему. Но сам художник не доживёт до  этого времени. Он сгорит, как сгорает внизу картины небольшой дубок с именем  «Константин Великоросс» (псевдоним художника). 

Константин Васильев

29 октября 1976 года. Дата трагической гибели Константина Васильева. Он и его товарищ  были сбиты поездом недалеко от Казани на станции «Лагерная». 

Исходный материал опубликован на сайте Фонда художника Константина Васильева