Сегодня мы бы хотели опубликовать фронтовые воспоминания славного бойца Красной Армии Криволапова Николая Семеновича.
Я родом из Оренбуржья. Семья Криволаповых — крестьянская из села.Скворцовка Оренбургской, тогда Челябинской, области. В семье было четверо детей: три сына и дочь инвалид. Сыновья — Петр, Илья, Николай. 1921 год, повсеместно голод.
Отец отправился в Ташкент за продуктами для семьи. В дороге умер, заболев тифом. Матери очень трудно было поднимать детей. Я был последыш, родился, когда отец уже погиб. Мать скончалась 45 лет от роду. Ее сердце не выдержало одной за другой пришедших трех похоронок: на сыновей Илью и Николая (оказалась ошибочной) и на внука Василия.
Окончил в Оренбурге педучилище.
До армии довелось служить в Монголии. В октябре 40-го был призван и направлен служить в 937-й отдельный батальон связи Забайкальского фронта, в город Бали-Тюмень в Монголии, рядовым солдатом. В апреле 42-го мне присвоили звание младший лейтенант, и я продолжал служить в должности командира взвода связи до мая 43-го.
А когда узнал, что на фронте погибли мой брат и его сын, не мог с этим смириться, горел желанием отомстить за их гибель и за всех павших в боях, и стал просить командование батальона отправить меня на фронт. В конце 43-го меня направили в Москву в резерв главного командования /Ворошиловские казармы/, а в начале 44-го — в распоряжение 1-го Белорусского фронта командиром взвода связи.
С боями я прошел пешком Белоруссию, Прибалтику, Польшу, Германию. Закончил войну 3 мая 1945 г. на реке Эльба в городе Лавельберг. Мой взвод обеспечивал связью от командира батальона до командира стрелковой роты и взвода. Орденом Красной Звезды был награжден за взятие в плен немецкого офицера и доставку его в штаб полка.
Во время переправы наших войск через реку Папица, приток Вислы, противник не раз нарушал линию проводной связи, но мне удавалось каждый раз ее быстро восстанавливать. За эту операцию я награжден орденом Отечественной войны II степени, а позже — орденом Отечественной войны I степени, 17 медалями — «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы» и др.
«Спасибо, что ты меня не застрелил по дороге»
И только после длительных расспросов выясняется, что стоит за скупыми от скромности фразами ветерана.
Зажав конец поврежденного провода зубами, Криволапов сумел перебраться на другой берег реки и воссоединить связь. Благодаря налаженной связи рота успешно отразила натиск противника, вызывая огонь артиллерии на себя. За эту операцию награжден орденом Отечественной войны II степени.
А орден Красной Звезды — за взятие в плен немецкого офицера. Дело было так. Прибалтика. Перешли речку, дальше лес. Криволапов был с двумя солдатами. Заметили какой-то бугорок, прикрытый листвой. Заподозрили, что там кто-то схоронился. Действительно, так. Немецкий офицер. Взяли его в плен, доставили в штаб.
Там допросили, оказался весьма ценный источник информации. Криволапов хорошо знал немецкий язык. Немецкий офицер после обыска поднял штанину, снял с ноги часы и передал Криволапову со словами: «Спасибо, что ты меня не застрелил по дороге». Потом пленного отправили в тыл, в лагерь военнопленных. Дальше его судьба неизвестна.
Как-то шли по лесу группой в одиннадцать человек. /Это было в Латвии, недалеко от Риги/. Вдруг в воздухе разорвался снаряд. Это действовал сверху немецкий снайпер, привязавший себя к дереву. Из всей группы, накрытой этим снарядом, уцелел лишь Криволапов.
Его лишь слегка ранило в руку и ногу. Вот такое военное счастье. Тем не менее, с войны все равно вернулся инвалидом 2-й группы – язва двенадцатиперстной кишки, от которой его долго выхаживали, в основном неустанными заботами жены.
*в статье использованы материалы из открытых источников астраханской библиотеки им.Крупской