Крупнейший советский вирусолог и иммунолог Лев Абелевич Зильбер родился 15 марта 1894 года в Пскове. В семье было пятеро детей. Младший сын стал известным писателем под псевдонимом Вениамин Каверин. Старший сын – герой нашего рассказа Лев – совершил множество открытий в вирусологии, хотя, в известный период истории, некоторые пытались вычеркнуть его имя из перечня заслуженных.
Вениамин Каверин в своем романе «Открытая книга» роль главной героини отдал супруге своего старшего брата Зинаиде Ермольевой – той самой знаменитой создательнице пенициллина и жене Льва Абелевича.
В 1919 году Лев окончил медицинский факультет Московского университета. Добровольцем отправился в ряды Красной Армии, где излечивал больных сыпным тифом. После войны занимался изучением иммунитета, антигенов, антител, бактерий.
В 1925 году Лев познакомился с будущей супругой Зинаидой Ермольевой. Свадебным путешествием для талантливых молодоженов стала поездка в Институт Пастера. Затем Лев получил предложение возглавить Азербайджанский институт микробиологии. Он отправился в Баку, Зинаида осталась работать в Москве.
Во время эпидемии чумы в Нагорном Карабахе Лев Зильбер вплотную занялся проблемой распространения этой болезни. Он выяснил, что корень зла сокрылся в местном диковатом обычае: у покойного вырезали внутренние органы, ибо считалось, что, если этого не сделать, то в могилу уйдут и другие родственники. По настоянию Зильбера в регионе ввели строгий карантин и менее, чем за год, чуму победили. В Азербайджане Зильбера особо ценили и уважали, признавая его высокие заслуги перед Республикой.
Но орден Красного знамени Зильбер получил лишь через 30 лет, а вместо почестей его ожидал арест по обвинению в распространении чумы. Лавры победителей злой болезни получили совсем другие персонажи.
Зильбер провел в заключении 4 месяца. Его жена подняла на ноги всю профессиональную общественность, знатных людей. Только после такого массивного натиска и предоставленных доказательств Зильбер был освобожден и смог вернуться к своей работе.
В 1937 году на Дальнем Востоке были зафиксированы массовые случаи гибели от энцефалита. Болезнь не была изучена. Лев Абелевич возглавил экспедицию эпидемиологов, и работа началась. Сначала ученый обратил внимание на сезонность вспышек болезни. Затем вывел и переносчика болезни. Клещ был причиной гибели множества людей. Лев Зильбер приступил к изготовлению лекарства.
Он получил сыворотку из плазмы крови выживших пациентов. Такая вакцина помогала выработать иммунитет. Всех членов той экспедиции представили к Сталинской премии. Всех, кроме Зильбера. По новому ложному доносу Лев Абелевич был снова арестован.
В доносе писали, что Зильбер планирует заразить правительство страны энцефалитом. Обвинение было тяжким. Сюда же присовокупили измену Родине, шпионаж и диверсию. Труды Зильбера по изобретению вакцины от энцефалита вышли под чужими именами. А Лев Абелевич был подвергнут пыткам, но признаний из него не выбили. Зильбер был честен перед собой, народом и Богом.
Два долгих года Зинаида ходила по инстанциям и доказывала, что супруг работал на благо своей страны и партии. Освободили Зильбера в 1939 году, благодаря вмешательству Берии, до которого «достучался» зять Зильбера Юрий Тынянов.
Находясь в заключении, Зильбер практиковал в лазарете для тяжелобольных. Здесь же он изготовил дрожжевой препарат для лечения сложной формы авитаминоза – пеллагры. Скоро Зильбера перевели в Москву.
Скоро НКВД предложил Зильберу работать над производством бактериологического оружия. Зильбер отказался. Он ожидал скорого ареста, но, к удивлению, его лишь отправили в химическую лабораторию производить спирт для нужд фронта. Здесь Зильбер, пользуясь возможностью и имея нужное оборудование, занялся работой над своей давней задачей – доказательством вирусной природы рака.
Во время свидания с женой, Зильбер передал ей статью о своих исследованиях, написанную мелким почерком на папиросной бумаге. Зинаида сразу поняла, что это настоящий прорыв в науке. Долгих четыре года женщина билась над освобождением мужа.
Пользуясь тем, что ее новейшее изобретение – пенициллин – спас жизни многих воинов на фронте, она ходатайствовала о своем муже перед самыми высокими чинами. Она убедила академика Бурденко и других авторитетных деятелей науки подписать письмо товарищу Сталину. Зильбера освободили, а скоро присудили Сталинскую премию.
Льва Абелевича не сломали лагеря и тюрьмы. В любых условиях он продолжал работать на благо своего отечества. В ноябре 1966 года великий вирусолог и иммунолог Лев Зильбер скончался.