23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Багратион. Грузинский князь на русской службе

При воспоминании о войне 1812 года у современного человека возникают мысли о Кутузове, партизанах, сожженной Москве и где-то в конце этого ряда непременно мелькает характерное большеносое лицо с портрета в учебнике, под которым мелким шрифтом было подписано «П. И. Багратион».

князь Багратион

Но припомнить о князе что-то конкретное удается далеко не каждому. Постараемся же разобраться, как жил князь Петр Иванович Багратион и, что гораздо важнее, ради чего он умер.

Петр Иванович Багратион родился в 1760-х годах в крепости Кизляр. Точно установить дату его рождения не удалось даже Е. Анисимову, последнему по времени серьезному исследователю жизни полководца. Происхождение из грузинского царского рода Багратидов не давало, однако, мальчику возможность получить заметное место в российской имперской элите. Для этого надо было приложить серьезные усилия.

Именно поэтому Петр Багратион, в отличие от детей российских дворян, не учился, скажем, в Сухопутном кадетском корпусе, открытом ещё при Анне Иоанновне, а, получив лишь базовое образование в крепостной гарнизонной школе, поступил на военную службу. Всю жизнь Багратиона упрекали в необразованности, и надо сказать, совершенно зря. Все его знания были получены не из книг, а на практике, и поэтому он зачастую мог решить более сложные задачи, чем его теоретически подкованные коллеги.

Впервые мы видим Багратиона в военной форме на Кавказе. Об истории кавказской службы Петра Ивановича сведений очень мало. Известно, что во время одного из походов на горцев отряд, в котором служил наш герой, был уничтожен. Багратиону с трудом удалось уцелеть. Скорее всего, это и стало для юноши боевым крещением.

Чуть позже Багратион будет сражаться под Очаковом. Известно, что при взятии этой турецкой крепости молодой грузинский князь проявил большую храбрость, но чем он отличился, нам, вероятно, никогда не будут известно. Как талантливый военачальник наш герой проявит себя позже, под руководством Суворова.

В 1798 году Император Павел принял решение о борьбе с французским революционным движением. Одним из последствий этого решения было отправление русских войск во главе с Александром Васильевичем Суворовым в Италию и черноморской эскадры под начальством Ушакова к Ионическим островам.

Какую роль в этих событиях играл мало кому известный генерал-майор Багратион? У Суворова он командовал авангардом. Молодой и бесстрашный, Багратион проходит отличную школу под командованием величайшего из русских полководцев. Впрочем, он оказывается замечательным учеником, и мысли учителя ловит на лету. Он участвует в боях при Маренго, Треббии и Нови, не считая более мелких боевых стычек, усваивая главные принципы войны: «Не числом, а умением… глазомер, быстрота, натиск…».

2Б.jpg

Увидев при Треббии, как уставшие войска ободрились при одном только появлении Суворова, Багратион впервые понял важность авторитета военачальника для успешных военных действий. После блестящих побед Суворова в Италии австрийские союзники решили перебросить русские войска на другой, горный фронт. В нашу историю это войдет как Швейцарский поход.

Если Итальянский поход можно сравнить с военной школой, то Швейцарский – только с академией. Экзамены в этой «академии» были суровы, однако Багратион с честью справился с заданием. Здесь природа словно объединилась с французами против русских войск. Тяжелейшие горные переходы без специального снаряжения, при недостатке самого необходимого – пищи и одежды, вредили нашей армии не меньше, чем действия неприятеля. Самым загадочным остается, как суворовские солдаты смогли не только отбить врага, но и выйти из этих страшных гор.

Переход Суворова через Альпы

Багратион был не в лучших условиях, чем другие. Он участвовал в знаменитых сражениях у Сен-Готарда и у Чертова моста. Вместе с поредевшим кругом товарищей он вышел в Богемию – чешские земли, принадлежавшие тогда Австрии. Именно после этого похода Суворов слег и умер. Но Багратион успеет в Петербурге попрощаться со стариком, столь многому научившим и русскую армию, и его лично.

При Александре I карьера Багратиона резко идет вверх. Его часто можно увидеть за царским столом. Он поддерживает добрые отношения с вдовствующей императрицей, женой Павла I. Этому способствует и брак с Екатериной Скавронской, родственницей Потемкина. Но суровая буря наполеоновских войн ещё далека от своего завершения. Невозможно надеяться на спокойную жизнь, если ты живешь в такие времена – и особенно если ты полководец одной из крупнейших европейских империй.

В 1805 году Александр вновь начинает боевые действия против Франции в составе третьей антинаполеоновской коалиции. Под командованием Кутузова Багратион руководит теперь арьергардом русской армии. Подчиненные Багратиону войска принимают на себя весь удар в конце сражения под Аустерлицем и своим сопротивлением не дают Наполеону раздавить окончательно отступающую русскую армию.

Героем возвращается грузинский князь в Россию. И хотя Александр не отметил орденом его заслуги, к нему с уважением и интересом относятся в высшем обществе. Москвичи устраивают князю триумфальную встречу, подчеркивая, что он – ученик и преемник Суворова. О чем ещё можно желать?

Но мирный отпуск был недолгим. В 1807 году Багратион вновь возвращается на фронт. Он воюет под Прейсиш-Эйлау, прусским городом, который теперь носит его имя. Во время фридландской неудачи он, командир арьергарда, прилагает все усилия, чтобы минимизировать потери российской армии.

При заключении Тильзитского мира Наполеон и Александр I поделили сферы влияния в Европе. Одним из первых последствий этого договора стала очередная русско-шведская война. Александр поставил себе задачей отодвинуть границу от Петербурга, и для этого ввел войска в Финляндию.

Сначала дело шло гладко, и русская армия не встречала сопротивления. Но спокойствие это было лишь кажущимся. Финны и шведы стали объединяться в партизанские отряды, война грозила затянуться. Обстановка изменилась лишь после того, как Каменский при Куортали разбил неприятельские войска.

Но и после этого заключить договор со Швецией, по которому эти территории перешли бы к России, не представлялось возможным. Решить эту проблему можно было только переброской большой группы войск и созданием угрозы непосредственно для шведской столицы. По ряду причин Балтийский флот помочь в этом ничем не мог. В штабе возникла грандиозная идея перехода по льду Ботнического залива.

Реализовывать этот непростой замысел взялся дерзкий Багратион. Он единственный из российского генералитета решился пойти на этот риск. Шутка ли – провести отряд в семнадцать тысяч человек по почти 130-километровому ледяному пути!

переход по льду Ботнического залива

При переходе войск было важно, чтобы лед под ними не провалился. Багратионовские солдаты шли рассредоточено, обращая внимание на любую возможную опасность. После долгого марша они вышли к Аландским островам. С этой базы русский десант отправился далее – к материковому берегу Швеции. После этого смелого предприятия в Стокгольме заговорили о мире. Но долго оставаться без дела Багратиону не пришлось.

Действия в причерноморском регионе против Турции стали другим прямым последствием недавно заключенного Тильзитского мира. Александр I надеялся беспрепятственно присоединить к югу Российской империи Бессарабию, Валахию и Молдавию. Но одним введением войск на эти территории проблема не решалась. Турки вели упорное сопротивление, очагами которого были мощные крепости, оставшиеся так и не занятыми русской армией.

Командующие русской армией в придунайских княжествах менялись несколько раз. Одним из этих военачальников был и Багратион. Он отказался поддержать идею императора о зимовке на правом, пустынном и не обустроенном берегу Дуная (так Александр надеялся прочно овладеть этими землями), впал в царскую немилость и был отстранен от армии.

Однако по иронии судьбы те же причины, что привели к падению Багратиона, дали ему возможность стяжать неувядаемую славу. Разрыв с Францией, которого так боялся Александр, когда требовал от своих полководцев побед на юге, становился суровой реальностью. В августе 1811 года мы вновь видим Багратиона командующим армией. Он занимается сбором сведений обо всем, что происходит на русской границе, и держит войска в полной боевой готовности.

7Б.jpg

В ночь на 12 июня 1812 года наполеоновские войска вторглись в Россию. Наши войска отступали, и особенно тяжелым было отступление 2-й Западной армии, которой командовал Багратион. На 2-ую Западную армию началась самая настоящая охота, одним из главных участников которой был наполеоновский маршал Даву. Багратион чуть не оказался отрезанным от 1-й Западной армии Барклая-де-Толли.

Но чудо это было вполне рукотворным. Умелые маневры, которые предпринимал князь, чтобы уйти от противника, упорство русских солдат и офицеров, которые перенесли тяжелейшие переходы через белорусские пески и болота, – вот причины этого успеха. Две наших армии смогли соединиться лишь под Смоленском.

Одним из ключевых вопросов военной кампании 1812 года был следующий: где давать генеральное сражение армии захватчика? Силы у Наполеона были почти в два раза больше, его военный гений находился в зените славы. Поэтому в русском лагере хотели выбрать наиболее выгодную позицию для сражения, надеясь, что это преимущество станет решающим.

Одна из первых возможностей для сражения появилась под Смоленском. Командование сомневалось, стоит ли сдавать этот древний город и позволять противнику далее идти вглубь России. Но в конце концов, было решено, что сохранить армию гораздо важнее, чем уступить врагу часть территории.

Бородинская битва

Смоленское сражение, по сути, было арьергардным боем отступавшей русской армии. Бои за город длились два дня. Вначале неприятеля отбивали войска под командованием Багратиона, затем в дело вступил Барклай. На второй день французская армия по приказу Наполеона усилила натиск, город подвергся бомбардировке. Горькая необходимость сдать Смоленск стала окончательно ясна. Французам достался совершенно пустой город. И хотя Наполеон считал, что кампания 1812 года со взятием Смоленска окончена, это было далеко не так.

Надо сказать, что самого Багратиона постоянное отступление бесконечно раздражало. Он заявлял, что ретирада не русский метод ведения войны, и постоянно конфликтовал с Барклаем-де-Толли, который холодно и неуклонно гнул свою линию. Недовольство Багратиона было связано и с его личными амбициями. Он видел себя во главе армии и очень надеялся добиться этого поста.

Александр I, следя за ситуацией в русской армии и конфликтами двух полководцев, убедился в необходимости единоначалия. Была созвана Чрезвычайная комиссия, которая приняла решение назначить главнокомандующим всеми армиями Михаила Илларионовича Кутузова. Нельзя сказать, что Багратион был в особом восторге от этого решения. Однако он принял его, как и все, беспрекословно.

Незадолго до Бородина Багратион успел сделать небольшое распоряжение, которое впоследствии оказалось важным. Он поддержал молодого гусара Дениса Давыдова с его идеей создать партизанские отряды и дал о нем хорошие рекомендации Кутузову. 26 августа 1812 года стало важной вехой не только в судьбе России, но и в жизни Багратиона. 

Его войска стойко держались на более слабом левом фланге, где местность не представляла особых выгод для обороны. Единственное, что в спешке успели сделать перед боем для укрепления позиции – построить впоследствии знаменитый Шевардинский редут. Перед Бородинским боем Багратион позаботился распорядиться, чтобы его солдаты сварили себе каши и были сыты. Это было последним его письменным распоряжением.

Багратион был ранен в левую ногу утром, в самом начале Бородинского сражения. Обстоятельства его ранения остаются неясными до сих пор. Это и понятно – когда идут полки, действует артиллерия, то бойцам остается лишь делать свое дело, а не оглядываться по сторонам. Есть сведения, что это произошло, когда он возглавил атаку против французов. Что же, вполне возможно.

Бородинская битва

Багратион долгое время не хотел оставлять свой фланг, но рана его была слишком серьезна, и в конце концов ему пришлось покинуть поле боя. Однако он из последних сил пытался позаботиться о своих солдатах. В Можайске он надиктовывал реляцию со списками отличившихся. Большим шоком для Багратиона была сдача Москвы. Медики, которые находились рядом с ним, отмечали, что он мучился от тяжелых мыслей едва ли не больше, чем от самой раны.

Никогда особенно не болевший, Багратион упорно отказывался сделать операцию, которая могла бы его спасти. Он считал, что можно обойтись и медикаментозным лечением. Возможно, это его и погубило. После долгих переездов Багратион оказался в селе Сима Владимирской губернии, принадлежащем знакомым, где он умер от гангрены 12 сентября 1812 года.

Память о Багратионе сохраняется до сих пор. Уже в советские времена Прейсиш-Эйлау был переименован в Багратионовск. Имя князя носила также знаменитая операция «Багратион», осуществленная во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Памятники полководцу есть и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Багратион был не только талантливым военачальником, сочетавшим дерзость и разумную осторожность. В конце концов, талантливых полководцев немало, но не все они пользуются такой же народной любовью, как князь Петр Иванович. Большим талантом обладал и Барклай-де-Толли, которого оценили по справедливости очень поздно. В чем же дело?

Дело в отношении к людям. Багратион старался заботиться о своих подчиненных, а не считал их пушечным мясом. Он находил время перекинуться с ними словом, дать распоряжения, чтобы все перед боем были сыты. Он всегда думал о своих солдатах, и поэтому они готовы были идти за ним до конца, каким бы этот конец ни был.

Мария Пронченко