Пуховыми платками впервые стали утепляться джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды, защищаясь в горах от лютой стужи. Спустя время, именно в Оренбурге мастера освоили практичность и изысканное исполнение вязаного пухового платка.
В качестве женского теплого украшения платок стали применять в XVIII веке на Урале. Знающие толк в вязании и вышивании казачки стали вязать из пуха легкие ажурные шали. За тонкую вязку эти платки прозвали паутинками. Ремесло стало промыслом. В 1766 году Оренбурге организовали пуховязальное производство.
В середине 19 века в Париже состоялась презентация оренбургского пухового платка, а в Лондоне мастерица Мария Ускова получила золотую медаль за вязаные шали из козьего пуха.
Главный секрет настоящего оренбургского платка – уникальный пух. Он считается самым тонким в мире и измеряется в 16 микрон. Именно козы, которые пасутся на горных степных уральских просторах обладают наитончайшим пухом. Для сравнения, у знаменитых ангорских коз пух 22-24 микрона. Уральских коз пробовали разводить в Южной Америке и Франции, но климат для этой породы был недостаточно суровым.
Пух оренбургских коз экспортируется за рубеж. Но платки, которые вяжут иностранные мастерицы называются «имитацией под Оренбург».
Во времена Советского Союза каждая мастерица-пуховница состояла на учете. Купить оренбургский платок на родине было практически невозможно. Скорее оренбургские паутинки были музейной редкостью.
Во время Великой Отечественной войны работа пуховязальных артелей продолжалась. Теперь ассортимент ориентировался на нужны Красной Армии: пуховые рукавицы, подшлемники, шали для военнообязанных женщин. Более двухсот мастериц были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». К концу пятидесятых годов объем пуховой продукции превысил довоенный уровень. Мастерицы принимали участие в крупнейших международных выставках в Швеции, Китае, Бразилии, Австрии. На Всемирной выставке в Брюсселе русские мастерицы получили серебряную медаль.
90-е годы стали кризисными для производства. Возросла стоимость сырья, плата за аренду и коммунальные услуги, возникли проблемы со сбытом продукции. В 1995 году было принято решение о самоликвидации производства. Но мастерицы стали снова работать на дома, как и 200 лет назад.
Постепенно возрастал интерес к пуховым платкам. В колледже Оренбурга есть отделение пуховязания. В местном Музее изобразительных искусств открылась галерея с работами известных мастериц. Коллекция часто экспонируется в странах Европы. С 2009 года в Оренбурге регулярно отмечают День оренбургского платка.
Среди пуховых платков есть и свои рекордсмены. 90 лет продержался рекорд регента Ермолая Федорова из села Желтое, который вручную связал платок на тысячу петель. А самый большой платок 3,6х3,6 метра пуховницы Оренбурга связали в 2013 году.
Настоящий оренбургский пуховый платок был роскошным подарком для многих выдающихся персон мира кино, культуры и науки. Обладателями ажурной паутинки стали Мадонна, Анни Жирардо, Монсеррат Кабалье.