Русский костюм в привычном представлении сформировался в XII веке. Наиболее интересно исследовать образцы женской одежды разных времен. Обувь, одежда и аксессуары изменялись, согласно веяниям моды, политическим и экономическим преобразованиям в стране.
В любое время в женских сундуках хранились праздничные наряды, а также одежда на каждый день. Нарядные головные уборы украшали камнями и вышивкой, рисунок которой соответствовал, как правило, национальной принадлежности. Так же узоры на одежде отражали занятия и особенности географического расположения местности.
Отличительная особенность русского костюма – многослойность. Повседневный костюм состоял из нескольких необходимых элементов и был достаточно простым. Праздничный костюм замужней женщины был гораздо сложнее, иногда костюм состоял из 20-ти предметов. У знатных дам многослойные сложные наряды считались признаком достатка.
Длиннополая рубаха была основным элементом русского костюма. Обычно рубахи ткали из льна, хлопка, шелка. Часто рукава и ворот рубахи были украшены узорчатой вышивкой. В зависимости от региона, различалась по цвету и орнаменту вышивка на одежде.
В Курской и Тульской областях вышивали красными нитями, на севере – синими, черными, красными, в Воронежской области практиковалась строгая черная вышивка. Часто вышивки изображали местных зверей, растения, обряды, молитвы. Нижняя рубаха всегда была подпоясана. Эта традиция имела практическое значение, а также ритуальное. Существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки для защиты от нечисти.
«Саран-па» - означает «через голову» в переводе с персидского языка. Не трудно догадаться, что речь идет о сарафане. Первые упоминания об этом элементе женского гардероба встречаются в 14 веке. В зависимости от региона сарафан называли по-разному: штофник, кумачник, костыч, косоклинник.
Крой сарафана был прямым, иногда немного расклешенным. Цвета сарафана были красными, голубыми, зелеными, синими. Шились сарафаны из грубого сукна или ситца на каждый день и из шелка и парчи на праздники. Надевался сарафан поверх рубахи.
Во время петровских реформ сарафан на какое-то время потерял актуальность, но был возвращен в женский гардероб после вступления на трон Екатерины Великой. Императрица, как известная законодательница мод, предпочитала не отказываться от национальных традиций, а напротив – культивировала национальную самодостаточность и достоинство, в том числе и в одежде.
Мешковатая длинная юбка была обязательным предметом гардероба замужней женщины и называлась – понева. Подол юбки украшали вышивкой. Понева надевалась поверх рубахи, на талии затягивалась шерстяным шнуром (гашником). Сверху юбки обычно надевался передник.
Передник не только защищал одежду от загрязнений, но и придавал наряду определенную завершенность. Передник вышивался различными символами, говорящими о семье его обладательницы.
Головной убор мог рассказать о возрасте или семейном положении женщины. Молодые девушки оставляли часть волос открытыми, а нехитрые головные уборы повязывались вокруг головы: ленты, обручи, венки, платки. Замужние женщины покрывали волосы полностью. Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Дома женщина носила чепец или платок.
«Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.