16:20

Прямой эфир

Х/ф "Частная жизнь Петра Виноградова" (12+)

17:45

Д/ф "Курильский десант. Последний бой войны" (12+)

18:40

Д/ф «Театр на «Вулкане» (12+)

19:35

Д/ф "Разгром немецких войск под Москвой" (12+)

Театр «Ромэн». Центр цыганской традиции

В конце 17 века в России поселились цыгане. С тех пор просто невозможно представить  русскую музыку, литературу и поэзию без цыганской музыки. На свой лад цыгане  перепевали русские песни, клали на свою музыку стихи великих русских поэтов.  Танцующие и поющие цыгане обязательно присутствовали на различных торжествах.  

Театр «Ромэн» - это единственный цыганский театр на всём земном шаре. Другого такого  нет нигде. Своим происхождением театр обязан сложившейся многовековой культуре  цыганских традиций, а также московским цыганским хорам.

Театр «Ромэн»

Первым дирижером хора  был Иван Соколов. Именно первый цыганский хор дал посыл к стремительному развитию  цыганского исполнительства в России. Творческий состав первого цыганского хора стал  основным коллективом первого цыганского театра в Москве.  

В конце 19 века руководителем хора был Николай Шишкин, под началом которого была  основана и первая цыганская театральная труппа. Во время гражданской войны  цыганские ансамбли давали выступления на фронтах и в тылу.  

24 января 1931 года впервые в Москве открылась театрально-музыкальная студия «Индо ромэн». С этом небольшой студии и началось формирование первого профессионального  цыганского театра. Идейным вдохновителем создания театра выступила инициативная  цыганская молодежь, а именно Георгий и Иван Лебедевы – потомственные хоровые  цыгане. 

Они поделились своими идеями с Моисеем Гольдблатом (учеником В.  Мейерхольда). Затем добились поддержки наркома просвещения А. Луначарского. Уже  после премьерного спектакля «Жизнь на колесах» небольшая студия была преобразована  в театр «Ромэн». 

Директором первого цыганского театра стал Георгий Лебедев, а  художественным руководителем – Моисей Гольдблат. Участники труппы стали  настоящими актерами. Одним из ведущих артистов стал Иван Иванович Ром-Лебедев.  Приставку «ром» к своей фамилии Иван Иванович взял из соображений преданности  своему театру. Ром-Лебедев посвятил театру всю жизнь и стал основным театральным  драматургом. 

Театр «Ромэн»

Первые спектакли в «Ромэне» играли на цыганском языке. Но после реорганизации  руководящего состава в 1937 году, театр значительно пополнил свой репертуар  произведениями русской и зарубежной классики. Спектакли стали играть на русском  языке, что значительно расширило аудиторию зрителя. 

Большой специалист цыганского  искусства М. Яншин стремился соединить в театре фольклор и большую драматургию.  Принципов Яншина придерживались и его последователи: профессор Московской  консерватории Петр Саратовский, а затем режиссер Семен Баркан.  

Под руководством Саратовского театр работал все четыре года Великой Отечественной  войны. Артисты голодали и бедствовали вместе со своим народом, продолжая ему  служить. Артисты выступали в госпиталях и фронтах, играли в блиндажах и землянках.  

При руководстве Семена Баркана в театр были привлечены многие новые авторы, молодые актеры, была создана молодежная студия. Это было время настоящего расцвета  театра. Изумительные спектакли собирали полные залы. В трудные послевоенные годы  впервые порог театра переступил юный Николай Сличенко. 

Театр «Ромэн»

В будущем этот талантливый артист станет во главе театра, многократно умножит и разовьет особый артистизм,  напитает коллектив новыми идеями, станет вывозить труппу на зарубежные гастроли.  Театр обретет всенародную известность. По инициативе Сличенко была основана  цыганская студия в Театральном институте им. Щукина. Воспитанники студии после  выпускных экзаменов попадали сразу в «Ромэн».  

Сегодня театром руководит народный артист России Николай Николаевич Сергиенко.  Театр по-прежнему является центром цыганской национальной культуры.