Российское ювелирное дело в современном понимании берет свое начало со времен правления Петра 1, когда из Европы в Россию приехали опытные ювелиры. Но расцветом эпохи ювелирного искусства в России стал 19 век.
В 1729 году вместе со своим отцом пешком из Швейцарии в Россию пришел будущий придворный ювелир Иероним Позье. Его называют ювелиром трех императриц – Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой. В своих работах особое внимание Позье уделял драгоценным камням.
Наиболее известным творением стала Большая императорская корона для коронации Екатерины Второй, изготовленная из золота, серебра и множества драгоценных камней: жемчуга, рубинов, индийских бриллиантов. Спустя год после коронации Позье покинул Россию.
Следующим значимым именем в истории российского ювелирного дела стала династия Оловянишниковых. Три брата – Федор, Порфирий и Климент были купцами третьей гильдии, вели общее дело. Братья стали специализироваться на отливке колоколов.
Для работ был приглашен лучший акустик и изобретатель колокольного камертона Аристарх Израилев. Для создания внешнего образа знаменитых колоколов был привлечен художник Сергей Вашников. Готовые колокола Оловянишниковых побывали на выставках всего мира. Их митры и ларцы выставлялись в Америке и Европе. За исключительные заслуги перед Россией завод Оловянишниковых получил право изображения императорского герба на своих изделиях.
В 1793 году купец третьей гильдии Павел Сазиков основал одну из старейших российских ювелирных фирм. Из маленькой мастерской за двадцать лет выросла полноценная ювелирная фабрика серебряных изделий. Изделия фабрики буквально взорвали Всемирную выставку в Лондоне.
За высочайшее качество чеканных изделий Сазикова стали называть русским Бенвенуто Челлини. Сазиков привез в Россию первый гильоширный станок для нанесения узоров. Кстати, первая ювелирная школа открылась при фабрике Сазикова.
Карл Болин и Готтлиб Ян – основатели петербургской компании «Болин и Ян» - два зятя известного мастера Андреаса Ремплера, который служил при дворе Павла 1. Болин и Ян владели ювелирным искусством на достаточно высоком уровне, а созданная фирма функционировала при шести российских императорах, более века исполняя царские заказы. В 1851 году на выставке в Лондоне изделия «Болин и Ян» получили самые высокие оценки и восторженные отзывы.
Очевидцы говорили, что работы российской фирмы в значительной степени превосходят даже диадемы знаменитого французского ювелира Лемонье. За существенные заслуги в 1912 году Николай 2 пожаловал семье дворянский титул. Сегодня работы фирмы хранятся в Алмазном фонде.
Знаменитый придворный ювелир Павел Овчинников в прошлом был крепостным князя Дмитрия Волконского. Павел отлично рисовал. Одаренного мальчика отправили в Москву на обучение. В 1850 году Овчинников получил вольную, выгодно женился на девушке с богатым приданым.
На деньги супруги Павел смог открыть собственное дело. Мастер много экспериментировал, искал собственный стиль. Лишь через 10 лет стиль Овчинникова стал узнаваемым и отличным от других. В своих работах Павел использовал чеканку, литье, резьбу и сотни оттенков эмали.
Им были привлечены известные художники и скульпторы. Изготовленное для храма Христа Спасителя Евангелие поражало своей изысканностью. Евангелие было выполнено в технике перегородчатой эмали, пришедшей из Византии, но давно забытой.
В 1871 году ювелир Иван Хлебников основал в Москве фабрику. Изделия фабрики отличались разнообразием стилей и с успехом экспонировались на зарубежных выставках. К выставке в Вене Хлебников изготовил чашу-братину и кружку с рельефным изображением Дмитрия Донского.
Излюбленными сюжетами Хлебникова были литературные и исторические персонажи. Вместе с ведущими русскими ювелирами Хлебников принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя. Им созданы лампады, кувшины для святой воды, ларцы. Благовещенский собор Кремля оснащен иконостасом с золоченой эмалью, созданным фабрикой Хлебникова.
Потомственный ювелир Карл Фаберже в своих работах сочетал классические традиции с собственным видением, основанным на богатейшем опыте с венценосными заказчиками. Знаменитые пасхальные яйца создавал огромный творческий коллектив из шестисот мастеров. Работы Карла Фаберже хранятся в Эрмитаже, а также в других музеях и частных коллекциях.
Братья Грачевы стали основателями петербургского ювелирного дома. Изготавливали изделия в русском стиле и стиле модерн, используя традиционную технику эмали и новаторскую витражную эмаль. Возглавлял фабрику Гавриил Грачев. Его восемь сыновей унаследовали дело и к 1895 году фабрика стала поставщиком Высочайшего двора вплоть до 1917 года. В 1918 году ювелирный дом Грачевых закрылся.
На протяжении десяти лет Иван Губкин трудился над созданием золотых и серебряных русских узоров. Им созданы изысканные предметы с ажурными листьями, растениями, животными и орнаментами. В Государственном историческом музее хранятся ковш и кружка с нанесенными на металле гравюрами. Мода на посуду с «драгоценными салфетками» стала популярной после изготовления фабрикой Губкина плетеной сахарницы, накрытой салфеткой с мухой.