Ирина Янина была первой и единственной женщиной, которую удостоили высшей награды «Герой России» за боевые действия в Чечне.
Ирина родилась в Талдыкоргане, в республике Казахстан. После развала Советского Союза, русские там стали чужими и она с семьей, мужем и дочкой, переехала в Россию в город Калач-на-Дону. Судьба распорядилась очень жестоко – своего угла у семьи не было, муж из семьи ушел, а вскоре после этого дочь умерла от острого лейкоза. Ирина не сломалась, у нее оставался сын Женя, ради которого нужно было жить и бороться с трудностями. Ради сына Ирина надела военную форму и стала медсестрой медицинской роты.
Летом 1999 года Калачевскую бригаду направили в Кизляр, в то время обстановка там была крайне напряжена – вооруженные банды боевиков любой ценой стремились попасть из Чечни в Дагестан. Бои, кровь, ранения уже не были для Ирины чем-то шокирующим, война стала ее работой.
Отношения в бригаде были очень теплыми, почти семейными, общие трудности сплотили бойцов, как единую семью. К концу лета боевики установили контроль над несколькими деревнями Дагестана, Ирина поняла, что страна на пороге большой войны и к своему сыну она вернется не скоро.
31 августа 1999 года группа федеральных сил направилась к пункту Карамахи. Эту маленькую деревню боевики превратили в неприступный форпост. Завязался отчаянный бой, боевики неистово сражались за каждый дом и каждый закоулок. Ирина была на передовой, под градом свинца и взрывы снарядов она оказывала помощь раненым, прикрывая бойцов, пока они грузили в БТР истекавших кровью солдат.
Три рейса и несколько десятков спасенных жизней. Бой не останавливался и после короткого затишья разгорался с новой силой, боевики плотным огнем выбивали федеральные войска из деревни. Ирина и тут не осталась в стороне, она рванула на линию огня, ведь там были раненые и единственным для них шансом выжить была она. Она организовала погрузку раненых и непрерывно отстреливалась из автомата, не давая боевикам вести прицельный огонь.
При отходе БТР обстреляли из гранатомета. В корпус попали две гранаты и боевая машина мгновенно вспыхнула. Ирина не растерялась и не думая о себе, помогала выбраться из БТР сослуживцам. Ее пытался вытащить из горящей машины сослуживец ефрейтор Кулаков, но разгрузка, за которую он пытался вытащить Ирину порвалась.
Вернуться за смелой медсестрой не получилось – боевики усилили огонь, который не позволял подобраться к бронетехнике, а через несколько минут взорвался боекомплект. Карамахи взяли после тяжелых боев, все, что осталось от героической медсестры, сослуживцы завернули в платок.
За десять дней до своей гибели Ирина писала своим родным: «Повоюем и приеду домой». 14 октября 1999 года ей посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации. Посмертно. На момент гибели ей было всего 32 года.