23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Иван Ковалёв: Легенда железной дороги

Иван Владимирович Ковалёв родился в крестьянской семье, до 18 лет работал в хозяйстве отца.

В марте 1919 года призван в ряды РККА.

Военное дело будущий министр путей сообщения СССР осваивал в Железнодорожных войсках.

kovaleviv.jpg

Курсант военно-железнодорожной школы, политрук железнодорожного батальона, командир взвода железнодорожного полка – так складывалась карьера воронежского крестьянина Ивана Ковалёва в Красной армии.

В тридцатые годы он стал слушателем военно-транспортной академии, а после её окончания занимал ответственные посты на Московско-Белорусско-Балтийской, Южно-Уральской, Омской и Западной железных дорогах. 

Зарекомендовав себя высококлассным специалистом, Ковалёв в 1939 году получил новое назначение – начальником военного отдела Наркомата путей сообщения.

Занимался подготовкой железных дорог к чрезвычайным ситуациям. 

Уже в начале войны дала о себе знать низкая пропускная способность железнодорожных линий, особенно на главных направлениях.

Организуя под непрерывными бомбёжками работу таких железнодорожных узлов, как Орша, Смоленск, Бологое, Иван Ковалёв был вынужден отказаться от незыблемых правил безопасности движения, гласящих, что на перегоне может быть только один поезд.

index.jpg

Пришлось отправлять поезда караванами, с интервалом в несколько минут, а также вводить сдвоенные, строенные составы. 

На долю железных дорог выпала колоссальная работа, связанная с перебазированием производительных сил страны в глубокий тыл.

Только из прифронтовой зоны в течение второй половины 1941 года на восток было вывезено 2593 промышленных предприятия.

Американский журналист Сульцбергер назвал перевод людей и заводов на восток «величайшей сагой» и «легендарным событием». 

Волею судьбы Ковалёву довелось стать одним из героев этой саги.

Проявляя в условиях войны высокий профессионализм и организаторские способности, он обеспечивал работу железных дорог по снабжению фронтов всем необходимым. 

В июле 1941 года Ковалёв был назначен начальником Управления военных сообщений Генерального штаба Красной армии.

Практически ежедневно военное командование обсуждало едва ли не главный вопрос, волновавший всю страну: как выстроить оборону Москвы?

План, разработанный в Генштабе, в частности, предусматривал расформирование Железнодорожных войск, их бойцами намечалось пополнить формируемую в столице 1-ю ударную армию.

Единственным, кто выступил против этого предложения, назвав его «пораженческим», был Иван Ковалёв. 
– Почему? – спросил его Сталин.

– Ведь речь идёт о защите Москвы. 
– Я взял себя в руки, – признавался впоследствии Ковалёв, – и, стараясь быть кратким, пояснил: если расформируем Железнодорожные войска, то все наши армии, которые есть под Москвой и которые выдвигаются к ней с востока, окажутся неспособными наступать.

4ee6a796ebd7f3b1df209494fdd8a495.jpg

Кто восстановит разрушенные дороги и мосты, чтобы снабжать и подкреплять наши наступающие войска? 


Словом, предложение штаба о расформировании Железнодорожных войск было Сталиным отклонено. 

Люди, близко знавшие Ковалёва, рассказывали: отстаивая своё мнение, он в самом деле мог вступать в спор с высшим руководством страны.

Его отличало чувство собственного достоинства.

Он не позволял унижать себя самым важным персонам, таким, как, например, Каганович.

В то же время был исключительно корректен в отношениях с подчинёнными, умел ценить и помнить их заслуги, благодарить их. 

В декабре 1944 года в звании генерал-лейтенанта Иван Владимирович Ковалёв вступил в новую должность – наркома путей сообщения.

Накануне его вызвал Сталин и объявил: «Пойдёте в наркомат.

Войну кончаем, а дела на транспорте снова плохие. Надо восстановить транспорт, чтобы на его основе поднять народное хозяйство». 

«Действительно, – писал Ковалёв, – первое моё в качестве наркома знакомство с положением дел на транспорте подтвердило то, что я знал как начальник военных сообщений: победный 1944 год, прошедший в непрерывных наступательных сражениях, поставил наши железные дороги на грань кризиса.

И никаких парадоксов в этом не было.

Просто на четвёртом году войны железнодорожный транспорт, который поддерживал себя в основном за счёт внутренних резервов, почти исчерпал эти резервы и уже не выдерживал непрерывно возраставших нагрузок». 

Профессионализм, знание тактики и стратегии позволили наркому успешно решать сложный комплекс проблем, связанных как с потребностями возрождающегося народного хозяйства, так и с обеспечением боевых операций 1945 года. 

19 марта 1946 года должность наркома была преобразована – Ковалёв стал первым министром путей сообщения СССР.

Но, хотя название изменилось, главная задача, стоявшая перед ведомством, оставалась прежней – скорейшее восстановление сети железных дорог, разрушенных в годы войны. 

С 1948 по 1950 год генерал-лейтенант Ковалёв работал в Китае в качестве главного советника в Политбюро КПК и руководителя советских специалистов.

6bbfcce01b6481c6d09cfcd2677ffd10565d2423.jpg

Возвратившись на родину, Иван Владимирович возглавил Донецкий округ железных дорог, а затем стал заместителем министра угольной промышленности по транспорту.

Первого министра путей сообщения СССР не стало 28 мая 1993 года.

Похоронен Иван Владимирович на Троекуровском кладбище в Москве. 


_____

Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен