Александр Петрович Демьянов происходил из знатной казачьей семьи. Его отец, дворянин и офицер царской армии умер от ран в 1915 году, а мать была хорошо известна дворянскому Петербургу. С детства он познал весь ужас Гражданской войны, был причислен к «социально-чуждому элементу», арестован «за хранение оружия» и «антисоветскую пропаганду». Был завербован ОГПУ и дал согласие на негласное сотрудничество. С начала тридцатых годов работал в «Главкинопрокате», был вхож в артистические круги и легко устанавливал контакты с иностранными дипломатами, журналистами и богемными персонажами.
В самом начале Великой Отечественной войны была вскрыта крупная агентурная сеть Третьего рейха – Абвер, спецслужбы СССР бросили все силы на то, чтобы любой ценой в нее проникнуть. Сложность состояла в том, что требовалось не только дезинформировать противника, но и обеспечить долгосрочность операции, поэтому простое переманивание агентов для решения этих задач не подходило.
Разведка СССР решила действовать тонко – была создана организация, которая восхваляла монархию и желала свергнуть власть Советов, приветствуя победу фашистской Германии. Операцию возглавлял лично Павел Судоплатов. Организация получила название «Престол», а сама спецоперация именовалась «Монастырь», поскольку все члены «Престола» были расквартированы в Новодевичьем монастыре. Ключевым действующим лицом в выполнении спецоперации «Монастырь» и стал Александр Демьянов. К тому моменту он уже был разведчиком высшей категории, имел опыт общения с немецкими агентами и считался «своим» в рядах немецких спецслужб. Для немецкой разведки Демьянов взял кодовое имя «Макс». Именно в операции «Монастырь» не последнюю роль сыграло его дворянское происхождение.
17 марта 1942 года Демьянов, получивший псевдоним «Гейне», сбежал с линии фронта и сдался немецким спецслужбам. Выдержал жестокий допрос, вошел в доверие командования и рассказал немцам о монархической антисоветской организации, попросив у Германии помощи. Позже немецкое командование получило подтверждение его слов, к тому же выяснилось, что Демьянов не просто перебежчик, а знакомый немецким агентам «Макс». Германское командование начало план по разработке переброски Демьянова в советский тыл.
В мае 1942 «Гейне» сбросили на парашюте в Ярославской области, откуда он сразу направился в Москву и в скором времени совершил сеанс радиосвязи с немецкой разведкой.
С момента первого выхода «Гейне» на связь, операция «Монастырь» вошла в активную фазу. При помощи Демьянова можно было не только вскрывать сеть агентов Абвера, но и поставлять немцам дезинформирующую информацию, влияя этим на ход боёв.
Доверие немецкого командования к Демьянову росло с каждым днем, они передали ему новую рацию, деньги и шифровальные блокноты. Двух из четырех курьеров советские спецслужбы смогли завербовать. Успехи Демьянова были отмечены командованием, которое наградило его немецким «Железным крестом».
За время проведения операции «Монастырь» советской контрразведкой было захвачено более 50 немецких агентов, а также была выявлена сеть предателей среди советских граждан. Третий рейх исправно передавал миллионы рублей на развитие организации «Престол». И свою роль сыграла передаваемая Демьяновым дезинформация о маневренности, численности и планах советских войск. Перед Курской битвой Демьянов передал очередную «дезу», вследствие чего решительное наступление советских войск на Курской дуге стало для немецкого командования полной неожиданностью.
Операция «Монастырь» была свернута в 1944 году. С августа 1944 по май 1945 года Демьянов работал в новой контрразведывательной операции «Березино». По окончании войны Демьянова пытались использовать с разведывательными целями в Париже, но он не был принят эмигрантскими кругами, поэтому он вернулся в Москву. За свою профессиональную деятельность на ниве разведки и контрразведки Демьянов был награжден орденом Красной Звезды.
Похоронен разведчик и дворянин Александр Петрович Демьянов в Москве на Введенском кладбище