Евгений Вахтангов родился в семье табачного фабриканта во Владикавказе. Отец был настоящим тружеником. Развивая свою деятельность, он рассчитывал, что сын станет его достойным продолжателем. Но, однажды почувствовал театральную атмосферу, Евгений понял, что другого занятия для себя он уже не представляет.
Еще гимназистом, он играл в постановках пьес Островского и Гоголя. После окончания гимназии Евгений поступил в столичный университет и, первым делом, записался в местный театральный кружок. Талантливый студент уже не только играл в пьесах, но и ставил сам. Также самостоятельно он расписывал сценарии, разрабатывал костюмы, сценические декорации, звуковые эффекты, грим актеров и так далее.
В 1909 году Вахтангов решил подкрепить любимое занятие профессиональным образованием и поступил на драматические курсы при Московском Художественном театре. Здесь его педагогами стали Василий Лужский, Василий Качалов, Николай Александров, Александр Адашев. Обучение молодых актеров было основано на методиках Константина Станиславского.
В студенческие годы Вахтангов уже сам мечтал создать собственную студию, где собрал бы исключительно талантливых молодых современников, испытывающих настоящую радость в творчестве.
И, как и мечтал, Вахтангов в содружестве с Леопольдом Сулержицким в 1912 году открывает свою Первую студию МХТ, где сам стал преподавателем. В 1913 году Студенческая драматическая студия, состоящая из студентов столичных вузов, пригласила Евгения на должность преподавателя и режиссера. Собственной студии у труппы не было. Обычно коллектив собирался в пустых кинотеатрах, в личных или съемных комнатах. Репетировали в основном по ночам, т.к. днем Вахтангов был занят в МХТ, а студенты учились или работали.
В 1914 году состоялась премьера спектакля «Усадьба Ланиных», где Вахтангов выступил как режиссер. Критики обрушились на постановку, обвиняя режиссера в несостоятельности, декорации в убогости, а актеров в инфантильности. После скандала преподавание Вахтангову запретили.
Но можно ли остановить творческую пылкую натуру такими воспитательными мерами… Евгений горел новыми идеями. Своим ученикам он нанимал лучших педагогов, репетиции не отменялись, а напротив, стали более частыми, но проходили в строжайшей тайне.
Вахтангов внедрял новаторские идеи, его спектакли стали революционными. Например, актеры надевали костюмы прямо на сцене поверх своих обычных одежд. Декорации состояли из обычных бытовых предметов, которые обыгрывались затейливыми драпировками и светом.
После революции 1917 года студия Вахтангова, испытывая экономический кризис, присоединилась к театру Станиславского и стала частью МХТ, называясь с этих пор Третьей студией. Деятельность студии была настолько бурной, что скоро коллектив студии получил отдельное здание. В честь такого знаменательного события артисты представили новую постановку «Чудо святого Антония». Гротескный спектакль зритель принял и оценил.
Евгений Вахтангов был увлечен любимым делом настолько, что ничего другого просто не замечал. За здоровьем почти не следил, режим не соблюдал, много курил и мало спал.
После длительных репетиций «Принцессы Турандот» Евгений Богратионович стал болеть. Организм дал сбой. После очередного ночного возвращения домой, Вахтангов слег и более уже не поднимался. Премьера состоялась без его присутствия. Но Константин Станиславский высоко оценил работу своего ученика и лично ему выразил свое признание.
Евгений Богратионович скончался 29 мая 1922 года и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.