23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Марийский театр им. Шкетана

Зарождение и развитие марийского театра неразрывно связано с освоением наследия  устно-поэтического народного творчества (сказок, песен, преданий, бытовых,  календарных и трудовых обрядов и народных игр и т.д.), а также традиций русского  театрального искусства.

 Театр им. Шкетана

Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года — день показа  первой постановки созданного первого ноября 1919 г. советского Передвижного театра  народа мари спектакля по пьесе Тыныш Осыпа (Борисов И.А. 1893 -1971) «Закон шумлык»  (Из-за закона), осуществленной учителями-энтузиастами А.Д. Белковым (1899 -1981) и И.П.  Беляевым (Ошламучаш Йыван 1891-1937). 

История марийского театра как вида профессионального искусства делится на два  периода: любительский период, связанный с деятельностью Передвижного марийского  театра (1919 — 1929) и профессиональный, который начался в октябре 1929 г. и  продолжается по настоящее время. 23 октября 1929 г. состоялся первый выпуск Марийской студии музыкально-драматического искусства, художественным  руководителем ее был режиссер Наум Календр. 

15 человек, получив квалификацию  профессиональных актеров, составили костяк созданного в октябре 1929 г. Марийского  государственного драматического театра. Среди первых профессиональных марийских  актеров следует отметить А.Страусову, Г.Пушкина, А.Филиппову, В.Якшова, П.Смирнову,  П.Тойдемара, а также А.Маюк-Егорова, ставшего позднее первым режиссером профессионалом из мари. 

Ярким вехами истории театра стали спектакли Н.Календера по пьесам С.Г.Чавайна «Мӱкш  отар» (Пасека, 1928) и «Илыше вӱд» (Живая вода, 1929). Летом 1930 г. этими спектаклями  Маргостеатр участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР и  был удостоен Дипломом I степени. 

Начало 30-х годов для театра стало временным отступлением к любительскому уровню:  ушел из театра Н.Календер, уехали на учебу в столичные учебные заведения ведущие  актеры, сказывались и финансовые трудности. 

В 1934 г. Маргостеатр возглавил режиссер Н.Д.Станиславский (1905 — 1970). Для  творческого сплочения опытный режиссер-профессионал выбрал драму А.Островского  «Гроза», её перевод на марийский язык был выполнен С.Чавайном. Этот спектакль стал  первым серьёзным опытом освоения русской драматургической классики. Тесная  творческая дружба связывала Н.Станиславского и С.Чавайна. В 1935 г. свет рампы увидела  народно-героическая драма «Акпатыр», а годом позже — первый национальный  водевиль «Окса тул» (Блеск монет). 

Во время работы в Марийском театре режиссера Н.Станиславского всесторонне  раскрылся талант таких актёров, как А.Филиппова, В.Якшов, Г.Пушкин, Ф.Лебедев и  других, нашли своё место в театре недавние выпускники Марийского областного техникума искусств Н.Конакова, И.Якаев, А.Тихонова др., сформировался интересный  творческий коллектив. 

Сезон 1936-1937 гг. открылся под руководством выпускника режиссерского отделения  ГИТИСа Алексея Маюк-Егорова. Режиссер проработал в Маргостеатре 2 года. Наиболее  интересной и самобытной из его работ стала постановка музыкальной комедии  С.Николаева «Салика» (1938). 

Пьеса вошла в золотой фонд национальной драматургии, ее  сценическая жизнь продолжается по сегодняшний день. Яркая и короткая творческая  жизнь А.Маюк-Егорова оборвалась в период культа личности Сталина. Тогда же  трагически оборвались жизни талантливых деятелей театра Йывана Кырли, А.Филипповой, В.Якшова, П.Карпова, П.Мусаевой, А.Ложкина, А.Мамуткина, З.Белкина,  А.Янаева и др., обвиненных в причастности к националистической контрреволюционной  организации. В 1956 г. все они были реабилитированы за отсутствием состава  преступления. 

В 1938 г., когда марийский театр переживал серьёзные организационные и творческие  трудности, режиссером в него пришел Г.И.Крыжицкий. В конце 30-х — начале 40-х годов  театр стал активно работать над мировой драматургической классикой. Участие в  спектаклях по пьесам Ф.Шиллера, К.Гольдони, Мольера стало для марийских актеров  шагом вперед по пути творческого роста. 

В 1940 г. спектаклем «Мещане» Г.Крыжицкий  впервые познакомил марийских зрителей с драматургией М.Горького. В эти годы в число  ведущих актеров выдвинулись Н.Конакова, А.Тихонова, Ф.Лебедев, И.Якаев, Т.Григорьев,  П.Смирнова и др. 

В 1939 г. марийский театр отмечал 20-летие своей творческой деятельности. Огромную  роль в становлении его на прочную профессиональную основу сыграли режиссеры  Н.Календер, Н.Станиславский, А.Маюк-Егоров, Г.Иосселиани и др. В этом же году  Президиум Верховного Совета МАССР учредил почетное звание «Заслуженный артист  Марийской АССР». Первым из марийских актеров его был удостоен Иван Якаев. 

Сороковые годы в истории национального театра были сложным противоречивым  периодом. Летом 1940 г. в театр вернулся режиссер Н.Станиславский. Коллектив  увлечённо взялся за постановку пьес С.Николаева «У саска» (Новые плоды, 1941) и  «Лейтенант Огнев» (1941), поднимавших вопросы современности. Однако начавшаяся  война перечеркнула все планы. 

В годы Великой Отечественной войны деятельность Маргостеатра была полностью  подчинена требованиям военного времени. Репертуар в основном составляли пьесы С.Н.  Николаева (1908 — 1993). Главной чертой спектаклей этих лет была их патриотическая  направленность и идейно-мобилизующий пафос. В 1943 г. началась творческая  деятельность драматурга, художника и композитора Н.М. Арбана (1912 — 1994), с именем  которого связан большой период в истории марийского театра.

Уход из театра актеров, частая смена режиссеров, отсутствие новых марийских пьес — все  это сказалось на деятельности театра военных лет. Серьезную роль в активизации работы  театра сыграли постановки музыкальной комедии С.Николаева «Салика»,  осуществленной в 1942 г. режиссером А.Бутузовым, драмы Н.Арбана «Янлык Пасет»  (Черный волк, 1944) режиссера Е.Сказина и драмы в стихах И.Смирнова (Плешкова) «Асан  и Кансыл», поставленной в 1944 г. С.Савельевым. В годы войны были поставлены две  пьесы С.Николаева, посвященные военной тематике: «Шинелян ӱдыр» (Девушка в  шинели, 1942, режиссер А.Тимохин) и «Элнет серыште» (На берегу Илети, 1944, режиссер  А.Буртузов). 

В годы войны в Маргостеатре сложилась группа актеров, буквально, фанатов  национального искусства, безгранично преданных театру. Значительную роль в  творческой жизни театра сыграл режиссер С.Савельев, чей труд в годы войны был оценен  присвоением почетных званий «Заслуженный деятель искусств Марийской АССР» (1944) и «Заслуженный деятель искусст РСФСР» (1946). 

Признанными мастерами сцены стали  Н.Конакова, И.Якаев, П.Смирнова, А.Тихонова, Т.Григорьев, А.Страусова, творчески  выросли И.Россыгин, М.Михайлова, Е.Сошникова, Л.Булычева, Д.Никифорова,  П.Белопасов и др. В тяжелое время они сохранили марийский театр как очаг  национальной культуры. 

В первые послевоенные годы спектакли в марийском театре преимущественно ставили  режиссеры русского драмтеатра. Некоторые из них оставили заметной след в истории  марийского театра. Так, режиссер А.Б. Велижев поставил спектакль по роману А.Фадеева  «Молодая гвардия» (Рвезе гвардий, 1947), ставший для марийского театра этапным. В его  постановке увидели свет рампы пьесы С.Николаева «Шочмо кече» (День рождения, 1947)  и «Айвика» (1948). 

В 1948 г. постановлением Совета Министров МАССР Марийскому государственному  драматическому театру было присвоено имя М.Шкетана. 

В конце 40-х — начале 50-х годов в репертуаре марийского театра рядом с именами  плодотворно пишущих драматургов С.Николаева и Н.Арбана появились новые имена — Арсий Волков (Волков А.А. 1923 — 1994) и Ялмарий Йыван (Казанцев И.И. 1920). 

Начало творческой деятельности А.Волкова связано с режиссером Н.И. Леготиным (1906), поставившего первую пьесу драматурга: комедию «Шочмо ялыште» (В родном селе, 1949) и драму «Ксения» (I редакция, 1950, II — 1952). В начале 50-х годов эта пьеса шла во  многих театрах страны, в том числе и в Московском театре им. М.Ермоловой (1952,  режиссер А.Гончаров). 

В 1950 году главным режиссером Марийского государственного объединенного  драматического театра имени М.Шкетана стал Е.Г.Амантов (1889 — 1956). Выяснив, что  способные и трудолюбивые актеры марийской труппы нуждаются в систематической  педагогической подготовке, режиссер обратился к классической драматургии как к действенному средству совершенствования профессионального мастерства. 

В  поставленных им спектаклях «Пычкемыш лоҥгаште» (Власть тьмы, 1950), «Ромео и  Джульетта» (1951), «Ревизор» (1952, совместно с Н.Леготиным) раскрылись новые грани  дарования С.Кузьминых, А.Тихоновой, М.Михайловой, Г.Пушкина, И.Якаева, Т.Григорьева,  Л.Булычевой, М.Сапожниковой, В.Бурлакова, В.Мазиковой и др. 

В 1953 г. главным режиссером Марийского объединенного драмтеатра стал И.С. Бабенко,  пробывший на этом посту до 1955 г. В этот период в репертуаре театра преобладали  пьесы марийских драматургов. С успехом, например, шли комедия «У муро» (Новая  песня, 1953) и драма «Янлык Пасет» (Черный волк, 1954) Н.Арбана. Тесное творческое  сотрудничество связывало режиссера И.Бабенко и драматурга И.Ялмария, результатом  его стали спектакли «Поро эр» (Доброе утро, 1954) и «Пиалым арален моштыман»  (Счастье надо беречь, 1956). 

В 1954 г. национальная труппа театра пополнилась выпускниками марийской студии  Ленинградского театрального института им. А.Н.Островского, среди которых были такие  яркие творческие личности, как И.Матвеев, С.Кириллова, Р.Руссина, К.Коршунов,  В.Мазикова, В.Зернов, З.Матвеева, Д.Отмахов и др. 

С целью сплочения в единый творческий ансамбль актеров разных поколений и разной  профессиональной подготовки режиссер И.Бабенко обратился к постановке трагедии  Ф.Шиллера «Коварство и любовь» (Йӧратымаш да осал чоялык, 1955). Символично, что  роль Фердинанда в нем исполнил С.Кузьминых, а Луизы — С.Кириллова. 

Ставший в 1955 г. главным режиссером театра М.М.Толчинский продолжил политику  творческого сплочения и сближения актёров разных поколений. 

В это же время произошло разделение Объединенного драматического театра на  Марийский государственный театр им. М.Шкетана и Республиканский русский  драматический театр Марийской АССР. Во главе каждого из них встал свой главный  режиссер. 

Осенью 1956 г. Маргостеатр им. М.Шкетана возглавил выпускник режиссерского факультета ГИТИСа С.И.Иванов (род. в 1930 г.), проработавший в этой должности до 1974 г. 

В 1956 г. был посмертно реабилитирован классик марийской литературы С.Г.Чавайн  (1889-1937). Возвращение на сцену его пьес «Мӱкш отар» (Пасека, 1956), «Акпатыр»  (1956), «Марий рото» (Марийская рота, 1957) стало этапным явлением в истории  Маргостеатра и в творческой биографии С.Иванова, готовилось оно как праздник всей общественности республики. 

Театр им. Шкетана

Режиссер стремился дать новое прочтение пьесам классика,  органично сочетавшим в себе фольклорный материал с реалистическим изображением  эпохи. В спектаклях имела место определенная зрелищная и декорационная пышность,  свойственная советскому театру 1950-х годов в целом. В творческой биографии таких актеров как Р.Руссина (Клавий), К.Коршунов (Мичи), И.Россыгин (Ӧрӧзӧй), И.Матвеев  (Акпатыр), И.Якаев (Пекеш Сави), В.Мазикова (Эвика) и др. заметной вехой стали роли,  сыгранные в пьесах С.Чавайна. 

В репертуарной политике С.Иванова достойное место отводилось и переводным пьесам.  Интересными, актерски и режиссерски творческими стали спектакли «Пиалдыме»  (Бесталанная, 1958), «Чынжымак айдеме» (Повесть о настоящем человеке, 1959), «Вувер  ӱдыр» (А.Кицберг «Оборотень, 1969) и др. Дипломами и почетными грамотами  всесоюзных и всероссийских театральных и драматургических фестивалей были отмечены  спектакли С.Иванова «Егор Булычев и другие» (М.Горький, 1968), «Вургыжшо шӱм»  (А.Рахманов «Беспокойная старость, 1970), «Йомдарыме пиал» (И.Шаркади «Потерянный  рай, 1971). 

В 60-е годы произошло заметное оживление в национальной драматургии. На позиции  ведущего драматурга выдвинулся А.Волков. Народность его комедий, музыкальность и  лиризм снискали автору любовь зрителей. Спектакли по его пьесам не сходили с  репертуара театра до 90-х годов: «Илыш йолташ» (Подруга жизни, 1961), «Каче-влак»  (Женихи, 1966), «Посана» (Соперники, 1973), «Кунам ломбо пеледеш» (Когда зацветает  черемуха, 1967), «Йорга вате» (Игривая, 1980), «Пиалан шӱдыр» (Счастливая звезда, 1983), «Оръеҥ мелна» (Свадебные блины, 1962 и 1991). 

В бытность С.Иванова главным режиссером Маргостеатр им. М.Шкетана не пропустил ни  одного более или менее значимого произведения национальной драматургии. При нем  свет рампы увидели первые пьесы П.Эсенея «Арва шеҥгек йога» (Летит в сторону, 1961),  М.Рыбакова «Кок эрге» (Два брата, 1960), К.Коршунова «Илыш корнышто» (На жизненном  пути, 1960), А.Асаева «Товатлыме куэ» (Клятвенная береза, 1967), В.Горохова «Канде  кайык» (Синяя птица, 1971). 

В 1965 г. труппа Маргостеатра пополнилась выпускниками марийской студии ГИТИСа им.  А.В.Луначарского, что также способствовало активизации творчества местных авторов. С  первых шагов в профессии интересно заявили о себе Г.Иванова, Г.Копцев, Ю.Рязанцев,  В.Горохов, А.Андрианов, В.Саввина, А.Орлов, В.Петухов, Т.Степанова, Л.Комарова. 

В 1974 г. главным режиссером Марийского драматического театра им. М.Шкетана стала  С.С.Кириллова (1932 — 2009 г.г.). В своей творческой деятельности она стремилась  помимо постановки пьес марийских драматургов, знакомить зрителей с лучшими  произведениями зарубежной, русской классической и современной драматургии. 

В  результате творческого сотрудничества с марийскими драматургами на сцене с успехом  шли пьесы К.Коршунова, М.Рыбакова и В.Регеж-Горохова, ставились спектакли по  произведениям признанных мастеров слова С.Николаева, Н.Арбана, А.Волкова, а также  национальных классиков С.Чавайна и М.Шкетана. В 70-е — 80-е годы в репертуаре  Маргостеатра шли спектакли по пьесам Б.Брехта «Вуянче ава ден шочшыжо-влак  (Мамаша Кураж и ее дети, 1975), В.Шекспира «Лир кугыжа» (Король Лир, 1984), 

М.Горького «Васса Железнова» (1976), Вс.Вишеневского «Оптимистическая трагедия»  (1980), И.Друце «Илыш сескем» (Святая святых, 1982), А.Вампилова «Оласе койдарчык»  (Провинциальные анекдоты, 1981) и т.д. 

Спектаклям режиссера С.Кирилловой были свойственны современность взглядов и  масштабность подходов к драматургическому материалу и поднимаемым проблемам.  Под её руководством в 1976 г. Марийский театр впервые выехал на гастроли в Эстонию,  где были показаны спектакли «Салика» С.Николаева», «Аксар ден Юлавий» (Аксар и  Юлавий) К.Коршунова, «Морко сем» (Моркинские напевы) М.Рыбакова. 

В 1974 и 1985 гг. труппа Маргостеатра пополнялась молодыми актерами, выпускниками  марийских студий ГИТИСа, среди которых были такие творческие личности, как  Ю.Алексеев, Н.Османова, М.Медикова, З.Долгова, И.Смирнов, О.Кузьминых, А.Романова,  В.Домрачев, Т.Краснова и др. 

В марте 1987 г. С.С.Кириллову на посту главного режиссёра театра сменил её ученик и  последователь В.А.Пектеев (род. в 1954). В области репертуарной политики он продолжил  линию своей предшественницы, стремясь сочетать современные пьесы с классическими,  оригинальные — с переводными, используя при этом жанровое богатство и  художественные достижения современного российского и европейского театров. 

В 1992 г. Маргостеатр им. М.Шкетана был переименован в Марийский национальный  театр им. М.Шкетана. 

В начале 90-х годов Марийский театр и его художественный руководитель В.Пектеев  вошли в число инициаторов создания Международного фестиваля театров финно угорских народов «Майатул». В работе I фестиваля (Ижевск, 1992) театр им. М.Шкетана  принял участие, показав драму А.Пудина «Пыжаш» («Очаг») в постановке В.Пектеева, и  был удостоен приза за лучшую режиссуру. 

На II фестивале (Нурмес, Финляндия, 1994)  спектакль «Окса тул» («Блеск монет») по пьесе В.Пектеева и Ю.Байгузы, созданной по  мотивам произведений С.Чавайна, был признан лучшим. В 1997 – 2010 гг. Йошкар-Ола  была штаб-квартирой фестиваля. На III форуме «Майатул» (1997) Марийский  национальный театр им. М.Шкетана показал спектакль В.Пектеева по драме А.Пудина  «Ой, луй модеш…» («Ой, куница играет…»), который был отмечен жюри в качестве лучшей  режиссерской работы. 

В 2004 г. в рамках V Международного фестиваля театров фино-угорских народов были  показаны лучшие спектали электронного фестиваля театрального этно-арта «Кугу сорта»  («Большая свеча»), проведенного по инициативе СТД РМЭ. Дипломантом этого фестиваля  стала легенда З.Долговой «Полдыранат ош пеледышан» («Белый цвет борщевика») в  постановке В.Домрачева. 

Высокой оценки жюри VI фестиваля «Майатул» (2006) был отмечен спектакль театра им.  М.Шкетана «Кожла кокласе омо» по пьесе В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» в  постановке режиссера О. Иркабаева-Этайна. Победительницей в номинации «Лучшая женская роль» VII фестиваля «Майатул» (2008) стала актриса Марийского театра  М.Медикова, сыгравшая роль старухи в драме Ф.Булякова «Святое дело». 

Специальным  призом жюри VIII фестиваля (2010) был удостоен актер С. Данилов за исполнение роли  Вани в драме В. Гуркина «Саня, Ваня и с ними Римас». В 2010 г. была создана Ассоциация  фино-угорсих театров Российской Федерации, председателем которой был избран  народный артист РМЭ В.Актанаев. 

В 1998 г. Марийский национальный театр им. М.Шкетана в числе тридцати лучших  российских театров был удостоен приза Ассоциации европейских театров «Золотая  пальма». 

Заметным событием в культурной жизни республики стали спектакли по драмам-притчам  Ю.Байгузы «Порсын лӱҥгалтыш» («Шелковые качели», 1992 и 1999) и «Поргем ӱмбалне  ӱжара» («Заря над пропастью», 1998) в постановке В.Пектеева. 

В 2002 г. Марийский национальный театр им. М.Шкетана был реорганизован в  Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана, главным режиссером был  назначен В.В.Домрачев. Созданный в 1991 г. Марийский ТЮЗ (Марий самырык театр)  стал филиалом театра. 

В 2003 г. Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана стал инициатором  проведения республиканского конкурса на лучшее драматическое произведение. Пьесы победительницы пяти состоявшихся конкурсов заняли достойное место в репертуаре  обоих национальных театров. 

В репертуар театра им. М.Шкетана вошли легенда  З.Долговой «Полдыранат ош пеледышан» («Белый цвет борщевика», 2003), драмы  В.Абукаева-Эмгака «Куку шагат» («Часы с кукушкой», 2004), «Кайыккомбо кашта»  («Млечный путь», 2010), комедия «Алиса, Анфиса, Аниса» (2005); драма З.Долговой  «Пысман корем» («Овраг», 2005), комедия М.Илибаевой «Ойырледа? Огына ойырло!»  («Развод по-марийски!», 2012) и другие. Данный конкурс стал действенным стимулом в  работе марийских драматургов, оказал положительное влияние на развитие современной  национальной драматургии. 

Тесная творческая дружба связывает театр с Чувашским государственным академическим  театром имени К. Иванова. В 2011 г.состоялись масштабные обменные гастроли. 

В 2012 г. на фестивале «Йошкар-Ола театральная», посвященном 70-летию Марийского  регионального отделения СТД РФ, национальной театральной премии им. Йывана Кырли  в номинации «Лучшая режиссура» удостоен режиссер А. Ямаев за спектакль «Кугэрге» (А.  Вампилов, «Старший сын»); в номинации «Лучшая мужская роль» – засл. арт. РФ  И.Смирнов (Сарафанов); в номинации «Лучшая женская роль» – актриса Л. Казанцева  (Нина). Спектакль Марийского национального театра драмы стал обладателем Гран-При  фестиваля. 

И на следующий год, на фестивале «Йошкар-Ола театральная-2013», который проходил с  17 по 27 марта 2013 года, вновь победа! Спектакль «Юмынӱдыр» («Дочь Бога») удостоен  Гран-При. В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» награжден засл. арт. 

МАССР Юрий Алексеев за роль Кугырак в спектакле «Юмынӱдыр», в номинации «Лучшая  женская роль второго плана» награждена Галина Иванова за роль Пали в спектакле  «Юмынӱдыр». Специального приза жюри «За сохранение национальных традиций»  удостоился спектакль «Морко сем», в номинации «Лучшая женская роль второго плана» награждена Маргарита Медикова за роль Кропини в спектакле «Морко сем» по пьесе  М.Рыбакова. 

Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана славен своими традициями.  Сегодня это ищущий творческий коллектив, возглавляемый директором Э. А. Юзыкайном  и художественным руководителем, засл.деятелем искусств РМЭ В.А.Пектеевым. В труппе  театра работают выпукники столичных вузов: ГИТИС (1974) – засл. арт. МАССР  Ю.Алексеев; ГИТИСа (1985) – нар. арт. РМЭ А.Антонова, засл. арт. РФ, нар. арт. РМЭ  И.Смирнов, засл. арт. РФ, нар. арт. РМЭ О.Кузьминых, засл. арт. РФ, нар. арт. РМЭ  М.Медикова; выпускники Йошкар-Олинского музыкального училища им. И.С. Палантая – А.Сергеев, засл. арт. РМЭ Е.Сергееев; выпускинки ВТУ им. М.С.Щепкина – засл. арт. РМЭ  С.Данилов, засл. арт. РМЭ А.Егошина, Г.Иванова, А.Мочалова, А.Сандаков, С. Сандакова,  засл. арт. РМЭ С.Строганова, Э.Яковлев; СПГАТИ (2004) – П.Ефимов, Л.Казанцева,  И.Кубекова, М.Огнев, М.Почтенева, А.Тетерин, С.Филиппова; выпускники ВТУ им. М. С.  Щепкина 2015 года и другие. 

Театр им. Шкетана

Марийский Национальный театр им. М.Шкетана на рубеже веков представляет собой  ищущий творческий коллектив, работы последних лет которого красноречиво  свидетельствуют об отходе от традиций бытового театра, о стремлении, сохранив свое  национальное и творческое своеобразие, включиться в мировой театральный процесс.