На пересечении Подсосенского переулка и Воронцового Поля расположена небольшая городская усадьба, состоящая из основного дома, флигелей и двора, в котором ранее были хозпостройки (не сохранились до наших дней). С 1823 и до Великой Октябрьской революции усадьба принадлежала старообрядцам, купцам Рахмановым.
Они-то ее и перестроили на свой вкус. Парадные помещения второго этажа переоформили более пышно, фасады украсили белоснежной лепниной, во дворе оснастили конюшню, каретный сарай, коровник и погреб.
Вернемся в более раннюю историю. Рахмановы – род древний, подмосковный и берет начало ориентировочно в Богородском уезде, где и родился Леонтий Леонтьевич Рахманов, который получил вольную от помещицы Жеребцовой. Внуки Леонтия закупали хлеб в Тульской и Калужской губерниях.
Они и основали первую торговую фирму «Братья Ф. и А. Рахмановы». Уже к середине 19 века состояние братьев выросло до 1 миллиона рублей серебром. Братья стали купцами Первой гильдии и почетными гражданами. Их братья от другого сына Леонтия – Григория - также занялись собственным делом: торговали хлебом, пряжей и лесом.
Один из этих братьев – Василий – как раз и выкупил у дочерей тайного советника Похвистнева усадьбу на Воронцовом Поле. На эти факты можно ориентироваться, так как они подтверждены, но в целом нюансов в истории усадьбы и ее владельцев было очень много.
Итак, в 1823 году владельцем усадьбы становится Василий Григорьевич Рахманов. Со своей супругой Агафьей Филипповной он перестраивает здание и двор. После смерти Василия вдова наследует все имущество движимое и недвижимое. Так как у пары не было детей, следующими владельцами стал племянник Василия Григорьевича Карп Иванович, а затем и его сын Сергей Карпович.
Рахмановы выросли в весьма и весьма состоятельную фамилию. Они приобрели несколько домов в Москве. Кроме того, сообразно жизненному укладу старообрядцев, Рахмановы относились к нажитому, как промыслу Божьему, поэтому щедро жертвовали обездоленным, вдовам, заключенным, а также именно на их средства было отстроено несколько храмов.
После 1917-го года усадьба была национализирована. Все помещения и постройки усадьбы были приспособлены под коммунальные помещения. Роскошный декор был уничтожен. Лишь к 1970-м годам коммуналки расселили по отдельным квартирам, тогда же власти озаботились реставрацией обшарпанной и побитой событиями усадьбы.
Как-то восстановили декор и два флигеля. Основательная и вдумчивая реставрация была начала приблизительно 10 лет назад и окончена в 2015 году. Проект реставрации стал лауреатов городского конкурса «Московская реставрация – 2015». Реставрация велась фактически вслепую, т.к. оригинальных описаний или чертежей, а тем более фотографий прежней усадьбы не сохранилось.
Лишь по обрывкам сведений реставраторам удалось воссоздать первоначальный облик усадьбы. По старым фотографиям была восстановлена лепнина флигелей. В процессе восстановления, мастера обнаружили под остатками лепнины некоторые элементы декора, покрытые слоем сусального золота. Это вполне подтверждает исключительную состоятельность Рахмановых. Построили и новую чугунную ограду, кронштейны фонарей и кованые козырьки также изготовили по фотографиям оформления домов того времени.
Заглянем внутрь здания. Первый этаж был подсобным помещением. Здесь площадь разбита на маленькие хозяйственные блоки для кухни, огромной печи, инвентаря, отопительных сооружений и гардероба. До наших дней сохранилась та самая печь, которая служила для отопления и приготовления пищи.
На второй этаж ведет роскошная чугунная лестница, которая в нынешнем виде полностью соответствует первоначальному. Потолки со вкусом расписаны. Белый зал (Александровский) сейчас отводится для заседаний Российского исторического общества. А во времена Рахмановых в этом зале принимали посетителей. Здесь и великолепный дубовый паркет, и изысканная лепнина.
Следующая комната анфилады сейчас отведена под библиотеку Половцова. Здесь был кабинет Василия Григорьевича. В этой комнате сохранился парке, максимально сохранивший свой первоначальный вид и после реставрации.
В следующей комнате предположительно был кабинет Федора Андреевича – двоюродного брата Василия Григорьевича. Федор со своим братом руководил бизнесом и благотворительными проектами.
Предназначение следующей комнаты неизвестно и непонятно. В потолке этой комнаты прорезано круглое окно, вокруг которого круглый плафон изысканно расписан в технике гризайль. Возможно здесь была обустроена домашняя церковь.
Подвальные помещения также приведены в должный порядок. Здесь расположены Охотничий и Стрелецкий залы. Раньше здесь были кладовые с провизией. Сейчас здесь проводят выставки.
Охотничий зал сейчас оснащен под небольшое кафе. По легенде в этом месте был охотничий домик Ивана Грозного. Отсюда и название зала.