23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Явление Христа народу. Гигантский шедевр

Картина «Явление Христа народу» могла бы стать итогом заграничной творческой  стажировки для художника Александра Иванова. Но работа над полотном растянулась на  20 лет, что стало наполнением и смыслом жизни автора. За рубежом Иванов увлекся  работами великих мастеров эпохи Возрождения, стал изучать Святое Писание. 

Художник  не спешил. К своему главному детищу он подступал аккуратно. В 1834-35 гг. Иванов  напишет «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Картина имела огромный  успел и в Италии, и в России. За это полотно Иванов был удостоен звания академика.  Вдохновленный успехом, художник взялся за «Явление Христа народу». 

Явление Христа народу

Всего было сделано более шестисот набросков. Иванов тщательно собирал образы, он  искал натурщиков в синагогах и церквях. Работа над полотном была сокрыта от  посторонних глаз. Художник был наедине со своим полотном все 20 лет. 

О работе над  картиной в России узнали по запискам Николая Гоголя. Кстати, среди героев полотна  можно увидеть человека с чертами самого Гоголя. Художник изобразил и самого себя  среди встречающих Мессию – странник с посохом в руках, расположенный ближе к  Иоанну Крестителю.  

Некоторые образы художник переписывал. Например, вместо старика в левом нижнем  углу картины изначально был юноша в красном одеянии. Фигура была переписана, а  отражение в воде осталось первоначальным. Дело в том, что силы художника были уже  на исходе, поэтому задумка осталась не закончена и в воде мы видим красное  отражение. 

Явление Христа народу

Огромный размер картины представлял определенную сложность в  перемещении. Это дорогостоящее предприятие взяла на свои расходы княгиня Елена  Павловна. Полотно упаковали и переправили в Санкт-Петербург морем прямо на палубе  корабля, так как ни один трюм не смог вместить этот груз. 

Полотно купил Александр II за 15 000 рублей и подарил Румянцевскому музею. Во время  переезда музея в дом Пашкова для полотна был выстроен отдельный павильон, а в 1925  году картина переехала в Третьяковскую галерею. 

Явление Христа народу

В основе сюжета картины лежит содержание первой главы Евангелия от Иоанна. Сам  художник называл этот сюжет «всемирным», а точнее главным событием для всего  человечества. В центре картины – Иоанн Креститель. Он крестит народ в реке Иордан и  указывает на фигуру Иисуса. Слева от Иоанна – группа апостолов, на первом плане  картины – образы юношей и старцев, как символ обновления жизни.  

Огромное полотно – 5,5 метров в высоту и 7 метров в длину было размещено в  отдельном зале. Картина впечатляет не только своими размерами, но и многолюдным  сюжетом. Ни один образ на полотне не выглядит равнодушным. Взгляды участников  сюжета полны эмоций: интереса, ненависти, испуга. 

Художник поразительно точно  передал всю исключительность происходящего события. Многие утверждают, что  полотно оказывает мощное энергетическое воздействие на зрителей. Определенно  точно, что этот шедевр никого не оставляет безразличным.