Это был завершающий этап Крымской операции, которой предшествовали успешные Мелитопольская, Новороссийско-Таманская, Керченско-Эльтигенская операции, завершившиеся полной блокадой крымской группировки немецких и румынских войск.
В течение зимы 1943-1944 гг. войска 4-го Украинского фронта в районе Сиваша и Перекопа и отдельной Приморской армии в районе Керчи готовились к прорыву сильно укрепленной обороны противника.
Черноморский флот должен был заблокировать Крым с моря и нарушить морские сообщения противника с портами Румынии и Болгарии.
Координация сухопутных и военно-морских сил была поручена представителю ставки Верховного Главнокомандующего Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому.
9 мая в 8 часов утра начался общий штурм Севастополя.
Часть 13-го гвардейского стрелкового корпуса начала форсирование Северной бухты.
Наступательная сила была настолько велика, что из-за нехватки плавательных средств бойцы начали пересекать залив, используя подручные средства.
Даже гробы, щедро припасённые немецкими интендантами, пошли ход.
55-й и 51-й корпуса, обогнув бухту с северо-востока, за несколько часов очистили Корабельную сторону.
63-й, 10-й и 11-й стрелковые корпуса ворвались в город с юго-запада.
К вечеру 9 мая Севастополь был полностью освобожден.
Остатки нацистских войск направились к Камышовой и Казачьей бухтам и на мыс Херсонес, где части 51-й армии и 19-го танкового корпуса были оттеснены к морю.
Попытки эвакуировать противника были сорваны самолетами и кораблями Черноморского флота.
12 мая фашистские войска были сброшены в море.
Жители осажденного Севастополя вспоминали ужас, который происходил на мысе Херсонес - в 100 метрах от побережья не было воды - всё было завалено трупами вражеских солдат, лошадьми, машинами, военной техникой.
Немцы, особенно эсэсовцы, а также предатели Родины (среди вражеских войск на Херсонесе было очень много власовцев, полицаев) предпочитали погибнуть в море неизбежной каре за свои преступления.
По воспоминаниям жителей города, переживших оккупацию, боялись они не НКВД, а обычных солдат, горожан, потому что знали, что их кровавым поступкам не будет пощады.
В страшных снах захватчики и их приспешники не могли представить, что им придется повторить трагическую судьбу защитников города в тяжёлом 1942 году.
На мысе Херсонес погибло много мирных жителей, которых немцы гнали с отступающими частями, надеясь спрятаться за ними, как за живим щитом.
Нацисты гнали некоторых заложников даже с Кубани ...
До начала Крымской операции фашисты имели на полуострове 204 000 солдат и офицеров (7 румынских и 5 немецких дивизий), до 3600 орудий и минометов, более 200 танков и штурмовых орудий, 150 самолетов.
При освобождении Крыма и Севастополя было захвачено 61 тысяча военнослужащих противника, около 50 тысяч вражеских солдат и офицеров было убито, только в Севастополе гитлеровцы потеряли более 20 тысяч убитых и 24 тысячи пленных.
Все оружие, военная техника, снаряжение остались на мысе Херсонес.
Более того, как свидетельствует главный военно-морской штаб Румынии - тоннаж кораблей, потопленных и поврежденных во время эвакуации из Крыма, составил 82,8% от общего тоннажа немецких, румынских и венгерских судов, которые находились в то время на Черном море.
С ними на дно моря ушло 42 тысячи человек.
Поражение в Крыму гитлеровских войск стало катастрофой, равной по масштабам Сталинграду.
17-я немецкой армии не стало.
За время Крымской операции советские войска потеряли около 17 тысяч человек убитыми и около 6 тысяч человек прямо под Севастополем.
Родина высоко оценила героический подвиг освободителей Севастополя.
126 солдат были удостоены звания Героя Советского Союза.
Многие были награждены орденами и медалями Советского Союза.
118 подразделениям и соединениям армии и флота присвоено почетное наименование - Севастопольских, 51 подразделение и соединение награждены орденами.