Ужасающие и трагические события, произошедшие в Санкт-Петербурге 22 января 1905 года, вошедшие в историю как Кровавое или Красное воскресенье, положили начало революции.
Фактически спланированное восстание петербургских рабочих сначала выглядело простым шествием с прошением к царю.
Празднично одетые люди шли с ликованием к Зимнему дворцу и свято верили в праведность мероприятия и мирный исход.
Они несли в руках иконы и портреты царя.
Основным требованием прошения был немедленный созыв Учредительного собрания на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов.
В дополнение к этому выдвигался ряд политических и экономических требований — амнистия политических заключенных, расширение прав и свобод граждан, замена косвенных налогов прямым прогрессивным подоходным налогом, введение 8-часового рабочего дня.
Священник Георгий Гапон, возглавлявший шествие, практически был подстрекателем и провокатором ничего не подозревавших рабочих — он внушил им, что петиция будет непременно принята царем, и подтолкнул массы к пропасти кровопролития.
Политический характер выступления и стремление демонстрантов прорваться сквозь оцепление солдат стали причиной разгона шествия, в ходе которого против безоружных рабочих было применено огнестрельное оружие.
Даже не думавшие о революции люди были брошены на залпы армейских частей.
Опомнившись, рабочие попытались прекратить крестный ход, но попали в клещи между войсками, революционерами и напиравшими массами еще не осознавших, что происходит, задних рядов шествующих.
Гапон, спровоцировавший массы, скрылся и после бежал за границу.
Возбужденная толпа разбивала магазины, возводила баррикады, нападала на городовых, военных, офицеров и просто проезжавших мимо на извозчиках людей.
Было много убитых и раненых, численные данные об этом в разных источниках весьма значительно расходятся.
Столкновения также произошли у Нарвской заставы, на Шлиссельбургском тракте, Васильевском острове и Выборгской стороне.
На Васильевском острове группа рабочих под руководством большевика Л. Д. Давыдова захватила оружейную мастерскую Шаффа, но была изгнана оттуда полицией.
В качестве ближайших последствий этого события активизировалась либеральная оппозиция, революционные организации, и началась первая русская революция.