23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Владимир Сербский: психиатр без страха и упрека

Сербский Владимир Петрович родился 14 февраля 1858 года Богородске (современный  Ногинск) в семье земского доктора. Вскоре семья перебралась в Москву, Владимир  поступил в Московскую гимназию, а после окончания гимназии поступил на Физико математический факультет Московского университета. 

Закончил Владимир университет в  1880 году с кандидатской степенью. В том же году Сербский поступает сразу на третий  курс того же университета, но уже на медицинский факультет, т.к. серьезно увлекся  изучением психических болезней человека. 

Коллеги Сербского замечали его выдающиеся  способности и считали, что излишняя скромность и слабое ощущение собственной силы  мешают Владимиру Петровичу добиваться больших результатов.

Владимир Сербский

В 1882 году Владимир Петрович женился на сестре ботаника Петра Маевского Анне. В браке родилась дочь. 

В 1885 году Сербский отправляется в Тамбов на руководящую должность местной  психиатрической лечебницы. Перед ним стоит задача реорганизации губернской  психиатрии. В течении двух лет Сербский пытался преобразовать систему лечения душевнобольных. Но провинциальная медлительность и разгильдяйство вынудили его  оставить эту затею, бросить всё и покинуть Россию.  

В 1887 году Сербский возвращается в Москву по приглашению на должность ассистента  Московского медицинского факультета. В дальнейшем защитил докторскую диссертацию,  а после стал заведующим кафедрой психиатрии Московского университета. 

Сербский придерживался идей французских психиатров и был противником утверждения  немецкого психиатра Крепелина о раннем слабоумии. Часто полемизировал с  Крепелиным, но во многом с ним и соглашался. В целом Сербский был клиницистом соматиком и рассматривал организм как единое целое.

Владимир Сербский

Он всегда старался определить  состояние всего организма больного, с учетом его нервного состояния и психической  жизни. Свои выводы и аргументы ярко изложены в его докторской диссертации «Формы  психиатрического расстройства, описываемые под именем кататонии». 

Большое значение  для развития отечественной психиатрии имеют труды Владимира Петровича об  органических психозах, о полиневритическом психозе, об острых психозах, а также  изданный учебник «Психиатрия», 1912» и «Краткая терапия душевных болезней». 

Сербский стал первым преподавателем по судебной психиатрии, читал лекции студентам  юридического и медицинского факультетов, а также выпустил два тома «Судебной  психиатрии». По утверждению Сербского, нельзя ограничиваться установлением  психической болезни преступника, необходимо определить степень заболевания, т.к.  человек становится невменяемым не потому что болен, а потому, что заболевание  лишает его способности свободы выбора.  

Сербский всегда оставался верен заветам медицинской этики. Однажды он выгнал из  клиники полицейских, разыскивающих революционеров, а предписание свыше об осмотре больных на предмет поиска преступников, отказался исполнять. Объяснил он это  просто: больным с манией преследования подобная процедура может непоправимо навредить. Более того, Сербский подал жалобу с требованием привлечь приставов к  судебной ответственности.

Владимир Сербский

Владимир Петрович был чрезвычайно прямолинеен и непреклонен, не выносил  лицемерие и ложь. Так, например, он резко выступил с осуждением юристов, которые  приняли решение о наказании преступника, явно страдающего психическим  заболеванием.  

Сербский был активным участников психиатрических съездов. Будучи застенчивым и  немногословным, он старался принимать активное участие в работе Московского  общества невропатологов и психиатров, в котором состоял председателем. Владимир Петрович организовал кружок «Малые пятницы», в котором проводил заседания для  психиатров. 

Последние годы жизни Сербского были отягощены фактической бедностью. Он был чутким, отзывчивым, бессребреником, нажить состояние так и не смог. В 1917 году на  шестидесятом году жизни 18 апреля Владимир Петрович Сербский скончался. Его называли «психиатр без страха и упрека».

Другие статьи
В раздел