Большой детский хор им. Попова – это уникальное явление в истории советской культуры.
Несмотря на многочисленные реорганизации, перемены репетиционных баз, смены состава, Большой детский хор продолжает активно развиваться, радовать нас своим творчеством и множит армию своих поклонников в России и за рубежом.
Любой вокально одаренный ребенок из Москвы и Подмосковья может стать участником главного детского хора нашей страны. Дети из хора не просто поют, они развивают свой потенциал, расширяют репертуар, сценический опыт.
Именно такую цель ставил перед своим масштабным проектом педагог Виктор Попов, когда в 1970 году по поручению руководства музыкального вещания Всесоюзного радио организовать детский хор. Изначально в хор принимались одаренные дети, даже те, которые не имели специальной вокальной подготовки. Попов понимал, что настоящих результатов придется ждать несколько лет, но трудиться над своим детищем стал незамедлительно и крайне усердно. Хор стал смыслом его жизни.
Основной состав хора был создан из существовавшего тогда детского хора «Юность» Центрального телевидения и радиовещания. В 1970 году в Москве появились объявления о приеме в Большой детский хор одаренных детей. Родители наперебой бросились водить на прослушивание своих чад.
В московской школе № 637 состоялись первые прослушивания и было отобрано более двухсот детей. Уже 22 мая 1971 года Большой детский хор в своем первом составе дал свой первый концерт в Колонном зале Дома Союзов. А в 1972 состоялся настоящий триумф БДХ. На всесоюзном телевизионном фестивале «Песня-71» впервые прозвучали великолепные песни «Взвейтесь кострами» и «Трус не играет в хоккей». Коллектив хора мгновенно стал популярен на всю страну.
На задорно поющих детей обратили внимание лучшие советские композиторы. В творческих союзах с Александрой Пахмутовой, Евгением Крылатовым, Владимиром Шаинским увидели свет настоящие хиты, лучшие и любимые публикой песни «Прекрасное далеко», «За грибами», «Голубой вагон», «Лесной олень» и многие другие.
В детскую редакцию Гостелерадио приходили буквально мешки писем с заявками от композиторов. Из этих заявок отбирались лучшие и включались в репертуар БДХ. Одновременно в легким песенным жанром, коллектив БДХ освоил и классический репертуар.
В это время было положено начало популяризации академического искусства Д. Бортнянского, М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Бизе, Дж. Гершвина, Б. Бриттена и других мировых знаменитостей классики.
Совсем скоро на прослушивания в БДХ стали приходить буквально тысячи детей, очередь претендентов тянулась по всем этажам школы и продолжалась на улице. Новых участников отбирали в три тура. Отбирали только лучших. Хор продолжал гастролировать и получать высокие звания и награды. За всю историю существования БДХ произвел около 3000 фондовых записей.
С 1975 года ребята из БДХ стали постоянными гостями одного из лучших советских детских лагерей — «Артека». Впоследствии юные хористы также проводили творческие летние смены в «Орлёнке» и «Океане», где не только купались в море, но и встречались с многочисленными зарубежными друзьями, приезжавшими туда на хоровые фестивали, а также общались в неформальной обстановке с любимыми композиторами — Владимиром Шаинским, Юрием Чичковым и Александрой Пахмутовой.
Большому детскому хору удалось сохранить свой неповторимый облик, пройдя сквозь годы значительных организационных перемен. Сегодня БДХ процветает и всегда соблюдает заветы своего основателя и по-прежнему принимает в свои ряды талантливых детей.