Буквально в первые дни правления Николая I разразился мятеж, а затем Польское восстание 1830-31 гг. Началась эпидемия холеры, которая унесла жизнь цесаревича Константина. Царь всегда ревностно служил государственным интересам и старался преодолевать возникающие религиозные и политические кризисы.
Он подавлял восстания, а также ввел новое наказание нарушителям армейской дисциплины. Вместе с тем, Николай построил множество храмов. Он уделял особое внимание возрождению духовности, укреплению православия; всячески пытался оградить государство от пагубных революционных влияний запада. В образовательных учреждениях из обязательных предметов убрали философию, цензура была усилена, надзор за университетами ужесточен.
Авторитет Николая неуклонно возрастал. Царь всегда демонстрировал мужество и самообладание. В разгар холерного бунта он без охраны вышел к мятежникам и мудрыми словами усмирил и повиновал себе бурную толпу. Этому уникальному событию на Сенной площади посвящены работы художников и скульпторов. Холерный бунт в значительной степени повлиял на ход отечественной истории.
Холера разбушевалась в 1831 году в период сильной жары. По свидетельствам летописцев, болезнь началась с «обжорного ряда», где продавалась готовая еда вяземского производства. Началась настоящая эпидемия. Погибало более шестисот человек ежедневно. Паника среди населения росла.
Власти пытались очистить город от некачественных продуктов и закрыли рынки. Медики проводили профилактические мероприятия, но народ в них не верил и всячески противостоял. К тому же подливали масла в огонь торговцы, которые были обеспокоены резким снижением своей прибыли и подначивали толпу в своих интересах. В итоге, бунт начался с выкриков: «Всех докторов изобьем!». С этими словами безудержная толпа стала громить центральную больницу, убивали врачей, избивали персонал, больных вытаскивали на улицу, желая «спасти» несчастных от лечения.
Народ на площади продолжал прибывать. Решение о разгоне мятежников не поступало из-за объективных препятствий. Когда толпа подошла к караульному дому, дежурный наряд отогнал подступивших. Но напряжение событий не спадало. Полиция выжидала, но в пятом часу на подмогу прибыл саперный батальон. Чуть позже на место прибыл генерал-губернатор П. Эссен. Царю отправили донесение о происходящем. К вечеру волнение ослабело, народ рассредоточился по улицам.
На следующий день Николай I прибыл на площадь и стал говорить с пятью тысячами человек. Очевидцы утверждают, что Государь стыдил и ругал бунтовщиков на чем свет стоит, а после приказал встать на колени. Народ пал ничком и стал молиться. Зачинщики были арестованы и публично наказаны плетьми, прочие активисты высланы в военные поселения Новгородской области.
Но холерные бунты прокатились по всей России. Многие бунтовщики были казнены или жестоко наказаны. В период эпидемии от холеры погибло более ста тысяч человек. Спустя время народные волнения сошли на нет, Россия вернулась к прежней жизни.