В словаре Ушакова эстрада объясняется как искусство малых форм, а в переводе с латинского означает «настил» или «помост». Эстрада объединяет различные жанры, раскрывая публике творческую индивидуальность исполнителя или актуальность темы.
Профессиональная эстрада в России сложилась во второй половине 19го века. Корни эстрадного искусства, безусловно, уходят в народное творчество, фольклор, балаганные представления.
В 1678 году правящий царь Алексей Михайлович издал специальный указ об уничтожении суеверий, дабы не отвлекать народ от церкви скоморошными представлениями. Было объявлено, что музыкальные инструменты и прочие средства развлечения публики будут изыматься и уничтожаться.
Но эстрада в привычном понимании все же продолжала формироваться. Процветало искусство близкое и понятное народу: романсы, танцы, оркестры и песни стали весьма популярными досуговыми мероприятиями. Особое место заняли цыганские ансамбли. Этим безудержным и искренним творчеством увлекались передовая русская интеллигенция и простой народ. Цыганский репертуар наполнялся произведениями Алябьева, Варламова, Пушкина, Толстого.
Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции эстрада находилась под управлением коммерсантов, которые по сути тормозили развитие этого жанра, продвигая пошлых исполнителей, за которых щедро платили любители разгульной и свободной жизни.
После революции у эстрадных номеров появились другие темы. Зазвучали произведения фольклорного происхождения: народная музыка, танец и песня. Первые композиторы-эстрадники появились в 1920 году. Д. Покрасс, А. Дактнль, Ю. Хайт, П. Герман писали песни на военно-политические темы. Эти произведения выражали патриотический подъем, призывали к борьбе и единству.
Эстрада ушла в массы: народные празднества, массовые представления на площадях, концерты стали неотъемлемой часть празднеств. Особо значение таким концертам предавал Владимир Ленин и сам охотно выступал перед собравшимися зрителями с речью, предваряющей концерт.
Коммунистическая партия отводили эстраде особое место в построении социализма. Культурно-массовая работа проводилась в селах и деревнях. Появились театральные и сценические профессии. Эстрадные артисты выступали в агитпунктах, на вокзалах, на фронтах.
Репертуар артистов соответствовал окружающей действительности. Это были годы становления советской эстрады, постепенное вытеснение мещанских настроений и рождение новых массовых форм эстрадного искусства.
В 1922 году в России появился первый джазовый оркестр. В составе оркестра выступал известный советский кинодраматург и писатель Е. Габрилович. В своей книге «О том, что прошло» он вспоминает: «Я часто читал статьи с рассуждениями о том, кто начал культивировать у нас джаз, но ручаюсь, что начал его Парнах.
Концерт был дан в Доме печати, где в те годы проходили самые жаркие схватки по вопросам искусства и литературы и демонстрировались последние новинки в области ниспровержения старых театральных форм. И зал Дома, видевший многое на своем веку, был переполнен.
Парнах прочел ученую лекцию о джаз-банде, потом с грехом пополам (ибо никто в Москве не умел играть на саксофоне) сыграли джазовые мелодии. Когда же сам Парнах исполнил страннейший танец „Жирафовидный истукан", восторг достиг ураганной силы. И среди тех, кто яростно бил в ладоши и взывал „еще", был Всеволод Эмильевич Мейерхольд».
В 1923 году в Москве создан Первый экспериментальный синтетический ансамбль Варпаховского. В состав ансамбля вошли 19 талантливых музыкантов. Репертуар ансамбля исполнял не только джаз, но и классическую музыку, правда, с элементами джазовой музыки.
Настоящий событием советской эстрады стал первый театрализованный эстрадный оркестр, исполняющий легкую музыку. Леонид Утесов определил стиль и творческий облик оркестра. Именно Утесов заложил основы нового направления в эстрадном искусстве.
В конце двадцатых годов 19 века эстрада добилась видимых успехов. Жизнеутверждающее и бодрое творчество лежало в основе эстрадных произведений.
В 1933 году в Ленинграде была организована джаз-комиссия, в которую входили И. Дунаевский, Д. Шостакович, Н. Малков, Г. Терпиловский. В 1935—образована Государственная эстрада, а в 1936 году учреждается Комитет по делам искусств, одно из первых постановлений которого касалось массовой советской песни и джаза.
Оркестры Парнаха, Цфасмана, Теплицкого, Ландсберга, Утесова, Ренского к началу 30-х годов показали, что эстрадная и джазовая музыка может стать концертным филармоническим жанром. Это поставило перед советскими композиторами и исполнителями ряд проблем, важнейшими из которых было создание отечественного оригинального репертуара.
Первым полностью театрализованным спектаклем, получившим большой общественный резонанс, был «Музыкальный магазин», поставленный в 1932 году режиссером А. Арнольдом на либретто Н. Эрдмана и В. Масса; музыку написал Дунаевский.
Это одна из самых интересных работ в форме эстрадного обозрения, действующим лицом которого является оркестр. В музыкальный магазин приходят покупатели, пробуют инструменты, разговаривают при помощи музыки, поют, танцуют. Здесь много комических эпизодов, один из самых ярких — появление крестьянина-единоличника с лошадью.
В советских республиках стали появляться местные коллективы, привносящие в эстрадный жанр национальный колорит.
Великая Отечественная война немало повлияла на развитие советской эстрады. Композиторы переключились на военные программы. Фронтовые песни расходились моментально. Их любят и поют до сих пор.
Вскоре после окончания войны организован эстрадный оркестр Всесоюзного радио. Его возглавил В. Кнушевицкий. В репертуаре оркестра было большое количество хорошей легкой музыки, написанной Д. Шостаковичем, И. Дунаевским, В. Соловьевым-Седым, М. Блантером, Ю. Милютиным и др.
Особое место занимали два крупных сочинения — «Молдавская рапсодия» В. Кнушевицкого и «Армянская рапсодия» А. Айвазяна. В 1946 году Цфасман, работая музыкальным руководителем театра «Эрмитаж», создает первый симфоджаз, участниками которого стали многие выпускники консерватории.
В 60-е годы происходит полное размежевание эстрадной музыки и джаза. Эстрада становится все более песенным, а джаз — инструментальным жанром. С появлением бит музыки эстрадная песня, впитав в себя твисты, шейки, становилась все более развлекательной.
В концертных программах большой удельный вес стали занимать вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), в репертуаре которых инструментальные пьесы сведены до минимума, да и уровень их довольно невысокий, в то время как в джазе наметилась тенденция к созданию серьезных композиций, обращение к крупным и камерным формам, аналогичным симфонической музыке.
В 70-е годы легкая музыка стала развиваться по разным направлениям. На лицо был профессиональный рост эстрадных исполнителей. Прочно вошли в историю советской эстрады настоящие звезды отечественной сцены: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и многие другие.
Безусловно, что и в двухтысячных стали появляться новые выдающиеся исполнители. Старшее поколение продолжает отдавать предпочтение кумирам своей молодости. А у молодежи на этот счет есть собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с устоявшимся.