23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Александр Бестужев-Марлинский. Поэт и писатель, и герой!

Этот писатель и поэт при жизни Пушкина был, наверное, не менее известен, чем «солнце русской поэзии». Если применить современное определение он принадлежал к субкультуре байронистов. Знаменитый поэт-романтик, он ненавидел деспотизм самодержавной власти, был членом тайного декабристского общества, за что был осуждён, разжалован в солдаты, но благодаря отчаянной храбрости выслужился в офицеры и погиб в 39 лет, в том же году, что и его друг Пушкин.

Это краткое содержание, похожее на аннотацию фильма. А жизнь человека интереснее любых «Трансформеров», тем более человека такой судьбы, как Бестужев-Марлинский. О времени, потраченном на знакомство с ним, не придётся жалеть!

Bestuzhev-Marlinskiy-A.A.Iz-sobraniya-GMP.jpg

Во-первых, героя нашей статьи зовут Александр Александрович Бестужев. Марлинский – это псевдоним, под которым он публиковал свои произведения. Происходит он из старинного дворянского рода Бестужевых, известного с 15 века, когда один из представителей фамилии был послом Ивана III к хану Ахмату. Многие Бестужевы принадлежали к высшей аристократии, были приближены к царям.

Поздней осенью 1797 года у просветителя и писателя майора Александра Федосеевича Бестужева и мещанки Прасковьи Михайловны родился пятый сын, Александр. Он рос в необычной семье, с раннего детства мог с интересом рассматривать коллекции минералов и макеты крепостей. В доме Бестужевых бывали выдающиеся люди того времени. Мальчик рос развитым и легко увлекающимся ребёнком. Сам отец Бестужева-Марлинского имел героическое прошлое, издавал книги о военном воспитании, какое-то время выпускал журнал.

В девять лет Александр поступил в Горный кадетский корпус, затем решил стать гардемарином, потом – артиллеристом. Наконец, один из друзей семьи, генерал, посоветовал ему стать драгуном. И в 1818 году, в двадцать один год, он был уже обер-офицером лейб-драгунского полка.

431947.jpg

Он входит в литературу. Как мы знаем, в русской культуре это время романтизма. Бестужев-Марлинский дружил с молодыми поэтами: Пушкиным, Рылеевым, Грибоедовым. Он боролся с пережитками прошлого литературного течения – классицизма, отстаивая свободу вдохновения, независимость писателя и поэта от власти традиций. Персонажи произведений Бестужева-Марлинского – сильные, полные страстей бунтари.

Похожи и взгляды самого Бестужева-Марлинского. Вспомним: наш герой – один из самых знаменитых российских байронистов. Лорд Байрон, английский поэт, был первой суперзвездой современного типа, и образованные молодые люди по всей Европе подражали ему. Если говорить в общем, байронисты чувствовали разочарование в мечтах, не находящих в реальности воплощения. И что такое разочарование в реальности пробудило в Бестужеве-Марлинском? Желание изменить реальность!

В апреле 1825 года он был принят в Северное общество декабристов. Он считал, что политика – это «великое, неизменное мерило твоего и моего, этот священный пламенник правды во мраке невежества и в темнице самовластия». * Он участвовал в декабрьском восстании, вывел на Сенатскую площадь Московский полк. 

После поражения восстания он счёл невозможным для себя скрываться и сам сдался власти, явился в Зимний дворец и говорил с Николаем I. Это помогло Бестужеву-Марлинскому, который был наказан не так строго, как могло случиться, потому что обвинения против него были выдвинуты тяжёлые: «умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии, возбуждал к тому других, соглашался также и на лишение свободы императорской фамилии, лично действовал в мятеже и возбуждал к оному нижних чинов».

Смертный приговор был заменён на 20 лет каторги, а каторга была заменена на ссылку в Сибирь. По дважды смягчённому приговору Бестужев-Марлинский был разжалован в солдаты и отправлен в Якутск, а в 1829 году переведён на Кавказ, солдатом, но с правом выслуги. Тогда шла война с Турцией (1828-29), и одновременно с нею – затяжная Кавказская война (1817-1864). Как раз в 1829 году в Дагестане продолжалось восстание мюридов под предводительством первого имама Кази-Муллы, шли столкновения на побережье Чёрного моря. 

У Бестужева-Марлинского был шанс получить повышение за храбрость, которое предстояло завоёвывать штыком. Почти сразу после прибытия на Кавказ в город Тифлис, (современный Тбилиси) писатель в составе полка (мы помним, что он был разжалован в солдаты) был переброшен в Турцию и штурмовал крепость Байбурт. После этого он жил в Дербенте и оборонял осаждённый город против отрядов Кази-Муллы.

Писатель был поражён и очарован Кавказом, о котором написал: «Не ищите земного рая на Евфрате, он здесь…». Живя в Дербенте, он создал много произведений о Кавказе, ввёл в моду эту тему, сам ходил в бурке и папахе. Появляются его лучшие повести «Аммалат-бек», «Лейтенант Белозор». Бестужева-Марлинского называли «Пушкиным прозы», его книги передавали из рук в руки и заучивали. Александр Дюма поддался очарованию произведений Бестужева-Марлинского, переводил их и публиковал, а потом даже приехал на Кавказ.

Лагорио. На Кавказе.jpg

Писатель участвовал в военном походе генерала Панкратьева в Дагестан, помогал полковнику Гене в разведке на юге Дагестана и хотел вместе с ним идти дальше, переодевшись местным жителем, но не получил разрешения. Писатель участвовал в постоянных стычках, проявлял мужество и много раз был представлен к наградам, но Николай I отклонял их раз за разом.

При всём этом он находил время, чтобы описать Кавказскую войну такой, какова она есть, занимался этнографией местных народов. Он восхищался Кавказом и кавказцами тоже и имел много кунаков (друзей) среди местных жителей. Писатель отзывался о своих противниках так: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его — достойные враги…

Как искусно умеют они сражаться, как геройски решаются умирать!» Как же писатель совмещал восхищение этой природой, этими народами с необходимостью войны? С одной стороны, он отмечал, что грабежи и убийства становятся ему пугающе привычны; с другой стороны, он видел в войне бессмысленное убийство лучших людей с обеих сторон, и отмечал: «Я дерусь совершенно без цели, без долга даже».

С августа по ноябрь 1834 года писатель участвовал в походе генерала Вельяминова в Закубанье. Отряд скрывался на территории противника, шёл ночью, бесшумно отдыхал в труднопроходимых ущельях, без разговоров и огня. Казаки угнали десять тысяч баранов, жгли поля и сёла, уничтожали и корм для скота, встречая отчаянное сопротивление. Экспедиция дошла до Чёрного моря, берег которого ещё не был взят под контроль русскими крепостями и линиями обороны, и вернулась к недостроенной Абинской крепости. Писатель был отчаянно храбр, о чём свидетельствовал в своих письмах К. Полевому:

«Я живу теперь… без преувеличения, дымом пороха и пожаров. Почти каждый день, а часто ночь, сажусь я на коня и джигитую без устали на пистолетный выстрел перед неприятелями. Идут ли стрелки занимать лес, аул, реку, я кидаюсь впереди». Сопротивление солдаты встречали на каждом шагу, опасность могла поджидать где угодно, не было ни дорог, ни спокойствия. После походов у писателя случился нервный срыв, стало болеть сердце, и он лечился в Пятигорске, а потом отправился в новый тяжёлый поход на два месяца. Он начинает верить в собственную неуязвимость, перестаёт бояться пуль.

В 1835 году Бестужев-Марлинский вновь стал офицером (унтер-офицеорм), получил георгиевский крест и был переведён служить в крепость Геленджик, тогда – плохо обустроенное место. Из-за ужасных условий солдаты и офицеры часто болели и умирали. Болезни в армии в то время были настоящим кошмаром: например, в русско-турецкой войне 1828-29 годов убито было 10 000 солдат, а умерло – 100 000! Бестужев тоже тяжело переболел.

Рубо. Покорение Кавказа (фр).jpg

В 1836 году наш поэт и писатель был повышен до прапорщика «за отличие в сражениях». Но ему не разрешили уйти в отставку, на что он надеялся, а перевели в Гагры, где условия жизни были ещё хуже, чем в Геленджике – но потом Бестужеву повезло, и он стал командиром полка гренадёров-грузин в Кутаиси. Скоро на Кавказ должен был приехать Николай I, и нужно было обеспечить безопасность черноморского побережья. Мыс Адлер (современный район города Сочи) был важной точкой, позволявшей контролировать окрестности. Но его первыми заняли горцы.

В этом столкновении писатель вызвался идти в передовой десантной цепи. Командир операции, друг Пушкина Вальховский, отговаривал его, но безуспешно. Бестужев-Марлинский пошёл передавать приказ отступать, но сигнал горниста слышали лишь на одной стороне десантной цепи. В то время Бестужев-Марлинский задумывался о смерти. Он написал завещание, заканчивавшееся словами: «Прошу благословения у матери, целую родных, всем добрым людям привет русского человека».

Гренадёры сражались в рукопашной схватке. Две черкесские пули попали Бестужеву в грудь, и он приказал бросить его, понимая, что уже не спасётся. Выбежавшие из леса черкесы зарубили писателя и забрали с собой. Тело его найдено не было.

*из письма Бестужева-Марлинского князю Вяземскому

Дарья Шустова