23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Надежда Тэффи: королева русского юмора


Настоящее имя этой русской писательницы и поэтессы – Надежда Александровна Лохвицкая. Родилась она в Санкт-Петербурге в семье известного адвоката. Ее брат и сестра также оставили след в русской культуре и военном деле – сестра Мария стала известной поэтессой Миррой Лохвицкой, а брат Николай – известным военным деятелем.

Писать стихи Надежда начала с гимназических лет, талант юной девочки был настолько велик, что в последствии эти тексты использовал Александр Вертинский как тексты для песен. Публиковаться она начала с 1901 года.

По немногочисленным свидетельствам, биографам удалось установить, что едва закончив обучение в гимназии, Надежда вышла замуж. Ее мужем стал поляк, выпускник юридического факультета Владислав Бучинский. Он служил судьей в Тихвине, потом оставил службу и какое-то время семья проживала в имении под Могилевым. В браке с Бучинским у Надежды родились трое детей. Разошлась с мужем Надежда по собственной инициативе, вернулась в Петербург и начала там свою литературную карьеру.

d468c0c79d3882295a9a7419f25c14e6.jpg

Надежда была постоянным автором знаменитого журнала «Сатирикон» и к 1910 году выпустила двухтомник юмористических рассказов. Популярность в России у нее была так велика, что появились даже духи и конфеты «Тэффи».

Псевдонимом Тэффи она впервые воспользовалась, подписав одноактную пьесу «Женский вопрос», которая была поставлена в петербургском Малом театре в 1907 году.

По поводу происхождения псевдонима существует несколько версий. Первая, что это всего лишь имя девочки-персонажа, из известной сказки Киплинга «Как было написано первое письмо. По второй, которой придерживалась и подтверждала его в своем рассказе «Псевдоним» сама Надежда, она хотела скрыть авторство «женского рукоделия» (пьесы) под именем некоего дурака – «дураки всегда счастливы». По ее мнению, «идеальным дураком» был ее знакомый Степан, которого все домашние называли Стэффи. А первая буква была отброшена ею из деликатности.

Острые по стилю, злободневные и остроумные публикации Тэффи сразу пришлись по душе читающей публике. Она сотрудничала сразу с несколькими изданиями, причем некоторые из них имели прямо противоположную политическую направленность. Ее фельетоны вызывали положительный отзыв у императора Николая II, а очерки и стихотворения, которые печатались в большевистской газете «Новая жизнь» приводили в восторг Ленина и Луначарского.

Настоящую славу ей принесли не газетные публикации и даже не юмористические рассказы в «Сатириконе», ошеломляющий успех ей принес выход ее первой книги «Юмористических рассказов». Второй сборник поднял имя Тэффи на новую высоту, и она стала одним из самых читаемых писателей в России. Вплоть до 1917 года регулярно выходили новые сборники и переиздавались уже изданные книги.

133777391_3437398_001d4dte.jpg

Любимым жанром Тэффи была миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. Тональность ее произведений можно характеризовать по эпиграфу к двухтомнику из «Этики» Б.Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо». Тэффи легко иронизировала над естественными слабостями человека, но никогда не унижала его. Она снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось, что ее отличает крайне тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.

Февральскую революцию Тэффи, как и большинство русской либерально-демократической интеллигенции, восприняла с восторгом. А вот последующая за ней Октябрьская, оставила в душе писательницы самые тяжелые впечатления. Ей, как и большинству русских писателей пришлось очень быстро разочароваться в свободе, которую принесла Февральская революция. Все происходящее в 1917 году она считала «великим триумфальным шествием дураков и сознательных преступников».

После закрытия властями журнала «Сатирикон», Тэффи вместе с А. Аверченко уехала из Петрограда в Киев, где должны были состояться их публичные выступления. Полтора года она скиталась по российскому югу, потом с большими трудностями эвакуировалась в Константинополь, а после добралась до Парижа.

Исключительный успех сопутствовал Надежде Тэффи почти до конца ее долгой жизни. Писательница радовала читателей новыми произведениями и смеялась сквозь слезы над величайшей русской трагедией.

DSC_0468.jpg

Всю войну Тэффи безвыездно прожила во Франции, при оккупации ее книги перестали выходить, были закрыты все русские издания и печататься было негде.

Свой творческий путь Надежда Александровна Тэффи завершала в нужде и одиночестве. Война разлучила ее с родными, одна дочь бежала в Англию, вторая жила в Польше.

Надежда Тэффи умерла в Париже 6 октября 1952 года. За несколько часов до смерти она попросила принести ей зеркальце и пудру. И маленький кипарисовый крестик, который когда-то привезла из Соловецкого монастыря и который велела положить с собой в гроб. Тэффи похоронена рядом с Буниным на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.