23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Станислав Любшин: нужно создавать прекрасное

Станислав Любшин и не думает устраивать себе передышку в работе, даже в год своего  девяностолетия. За плечами выдающегося отечественного актера более тридцати главных  ролей в спектаклях, более ста ролей в кино, более сорока лет плодотворной службы в  МХТ. И сегодня, как и прежде график актера довольно насыщен: гастроли в Санкт Петербурге, репетиции, съемки, мастер-классы, спектакли. 

Станислав Любшин

Любшин знает, что актерская профессия уникальна и требует огромной работы над собой.  А русский театр – это особая эмоциональная история. Герои отечественных постановок  много переживают, перевоплощаются, страдают. По словам Любшина, идеальный  спектакль таков: актеры долго стоят и молча смотрят друг на друга. Молчат. А зал рыдает. 

Когда на сцене происходит жизнь – публика наблюдает за действием с придыханием, а  когда игра формальна, то интерес зрителя пропадает быстро. Настоящие актеры знают это  и работают по честным правилам. Ведь зрителя обмануть трудно.  

Станислав Андреевич сохраняет прекрасную физическую форму и в своем возрасте  остается статным и довольно интересным мужчиной. Секрет его довольно прост:  ежедневная физическая нагрузка первым делом с самого утра. Затем работа над ролью.  Нужно проникнуть, понять, нащупать, прочувствовать своего персонажа. 

Нужно про свою  роль и про человека знать все: как проявляет себя в разных ситуациях, как реагирует на  внешние обстоятельства, как ведет себя в экстремальных ситуациях. Любому спектаклю  предстоит огромная домашняя работа. Любшин вспоминает, как много времени можно  посвятить подготовке к одной роли. 

А на репетиции режиссер не согласен, отвергает все  наработки актера. Приходится соглашаться. Ведь могут и снять с роли. А когда дадут  следующую неизвестно. Поэтому все режиссерские эксперименты актер обязан  принимать и пропускать через себя.

Станислав Любшин

Главными режиссерами в своей жизни Любшин считает Никиту Михалкова и Анатолия  Эфроса. «Пять вечеров» Михалкова Станислав Андреевич считает настоящим подарком  судьбы. А так как хотелось играть у Эфроса, не бывало более ни с каким другим  театральным режиссером. Актер был готов прыгнуть выше своей головы.  

Зритель любит и ценит Любшина, всегда восхищается его безупречной игрой. А сам актер,  возвращаясь ночью после спектакля домой, часто не согласен с самим собой.  Прокручивает в голове сцены и понимает, что сыграть нужно было по-другому.  

Иногда актер проходит и сложнейшие физические испытания. Например, на гастролях с  Анастасией Вертинской играли каждый день по несколько раз один и тот же спектакль.  Роли сложные. На сцене лишь двое. Взгляды, чувства, слезы, трепет. А перерывы между  спектаклями часа полтора. 

И снова на сцену, и снова слезы, чувства, трепет. Коллеги  ожидали, что скоро актеры сдадут, провалятся. Но не тут-то было. Вытянули все  спектакли, ни разу не ошиблись, зрителя не обманули. На удивление, с каждым следующим спектаклем играли лучше и лучше. 

Любшин очень сочувствует тому, что сейчас происходит с отечественным театром.  Режиссер Петер Штайн однажды отметил, что, когда русский театр стал подражать  западному, он умер. Любшин согласен с этим изречением. Но что же делать, как сохранить уникальность русского театра. 

Нужно вернуть настоящую театральную школу. Современный зритель тоскует по гениальным актерам прошлых лет и часто сравнивает их  с современными, не в пользу последних. Мы согласны со Станиславом Андреевичем.  Зритель жаждет новых Смоктуновских и Евстигнеевых. Талантов на русской земле много,  как и прежде. Каждый требует грамотной огранки.

Станислав Любшин

Любшин убежден, что человек живет на земле, чтобы быть полезным, создавать хорошее  и прекрасное. Именно эта миссия дает человеку силы и свободу, позволяет быть тем, кем  он является.