Сегодня мы хотели бы рассказать о русском физиологе, уникальном ученом из Томска Алексее Александровиче Кулябко. Великий профессор Кулябко первым в мире оживил сердце ребенка, спустя 20 часов после наступления смерти.
Алексей Александрович доказал, что жизнь – есть свойство, присущее известному составу материи при определенных условиях.
Алексей Кулябко родился в Омске 15 марта 1866 года в офицерской семье. После окончания гимназии был зачислен на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Еще в студенческие годы Кулябко стал активно заниматься наукой в лабораториях И. Сеченова и Ф. Овсянникова. В 1888 году Кулябко успешно защищает дипломную работу «О гистологическом строении бартолиновых желез». В том же году Алексей Александрович поступает в Военно морскую академию.
Нам известны подробности его первых экспериментов. Сердца умерших людей Кулябко помещал в теплый физраствор, обогащенный кислородом. Начальные эксперименты были неудачны. Сначала сердца просто оставались в физрастворе, но без ожидаемого эффекта.
Затем ученый усложнил свою систему и стал подвешивать сердца на держателе собственной конструкции и прокачивать физраствор по сосудам, но снова без результата. Но однажды, оставив на полчаса несколько сердец на держателе, Кулябко вернулся и нашел одно сердце сокращающимся. Говорить об оживлении человека было пока рано, но, тем не менее, это был безусловный прорыв.
Вскоре он написал две статьи («Опыты оживления сердца» и «Дальнейшие опыты оживления сердца. Оживление человеческого сердца») в которых подчеркнул, что на основании таких экспериментов говорить про возможность оживления человека преждевременно («вопрос сводится к оживлению не одного только сердца, но и других органов и прежде всего отправлений центральной нервной системы»), но смерть и посмертное состояние должны стать предметом всестороннего изучения: «Грань между ними не так резка, как мы привыкли думать, эта граница с каждым днём, с каждым новым открытием в области биологии и химии всё более и более сглаживается, становится всё более и более неощутимой и неуловимой…
Смерть организма далеко не представляет собой какого-то моментального перехода от живого к неживому; она оказывается явлением крайне сложным… Не только в целом организме, но и в отдельных частях его процесс смерти или умирания происходит медленно и с такою постепенностью, что едва ли возможно указать резкую границу, где кончается жизнь и начинается смерть и когда уже становится совершенно невозможен обратный переход из одного состояния в другое».
В том же году вышла его научная работа «Электричество в физиологии», а далее начались его эксперименты над восстановлением жизненных функций головного мозга (для чего он использовал головы рыб и животных). Легенда гласит, что в 1923 году он продемонстрировал посетившему Томск Луначарскому эксперимент оживления головы собаки, тот настолько вдохновился увиденным, что рассказал об опыте Александру Беляеву, который взял эти события за прототип своей повести «Голова профессора Доуэля».
Известно, что сам Беляев, тогда еще будущий писатель-фантаст, в 1915 году заболел туберкулезным спондилитом, костной формой туберкулёза с преимущественным поражением позвоночника, парализовавшим его. Тяжёлая болезнь приковала его к постели, а первые три года болезни он пролежал в гипсовом корсете.
Молодая жена, не готовая к такому повороту судьбы, ушла от него. Спустя 6 лет возможность передвижения частично вернулась к нему, он повторно женился и начал серьёзную литературную деятельность, причем именно «Голова профессора Доуэля» стала его первой повестью, отразившей желание почти обездвиженного человека вновь обрести легкость передвижения.
Повесть закончилась печально, как и жизнь самого писателя в 1941-42г. (точная дата до сих пор оспаривается), который к этому моменту был полулежачим больным, встававшим только, чтобы умыться и поесть: «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде «Человек-Амфибия», замёрз от голода у себя в комнате. Его нашли уже совершенно закоченевшим…»
Практически в это же время (1940 г.) вышел документальный фильм «Эксперименты по оживлению организма», ставший широко известным за пределами СССР (Experiments in the Revival of Organisms). Показанные эксперименты под руководством Сергея Сергеевича Брюхоненко (1890-1960) взволновали интеллигенцию того времени.
Например, Бернард Шоу писал: «Я даже испытываю искушение отрезать себе голову, чтобы я мог продолжать диктовать пьесы и книги, не беспокоясь о болезнях, не имея необходимости одеваться и раздеваться, пить и питаться, чтобы не отвлекаться от создания шедевров драматического искусства и литературы».
Кулябко был участником многих российских и международных конгрессов и съездов физиологов и медиков: VI конгресса физиологов (Брюссель, 1904); XV Международного медицинского конгресса (Лиссабон, 1906); VII Международного физиологического конгресса (Гейдельберг, 1907); I Менделеевского съезда (Санкт-Петербург, 1907), XVI Международного конгресса врачей (Будапешт, 1909); XII съезда русских естествоиспытателей и врачей (Москва, 1909) и XI Пироговского съезда врачей (Санкт-Петербург, 1910); VIII Международного конгресса физиологов (Вена, 1910); IX Международного конгресса физиологов (Гронинген, 1913); XIII съезда рус. естествоиспытателей и врачей (Тифлис, 1913); Съезда по улучшению отечественных лечебных местностей (Петроград, 1915).
Принимал участие в чествовании физиолога профессора Hugo Kroneckera по поводу 70-летия со дня рождения (Берн, 1908); в митинге Британской научной ассоциации (Денди, 1912). В 1909 г. А.А. Кулябко в качестве представителя от совета Томского университета в составе делегации российских университетов присутствовал на праздновании 500-летнего юбилея Лейпцигского университета, в 1912 г. – 200-летнего юбилея медицинского факультета Дублинского университета, а в 1914 г. – на торжестве по поводу 300-летнего юбилея Гронингенского университета (Нидерланды).