Киноконцерн «Мосфильм» - ведущее предприятие киноиндустрии России, объединяющее лучшие творческие и производственные кинематографические силы. Сегодня это одна из современных студий в Европе, оснащенная высокотехнологическим оборудованием, где осуществляется полный цикл фильмопроизводства. На производственной базе Киноконцерна «Мосфильм» производится большинство современной российской кинопродукции – кинофильмы, телесериалы, рекламные ролики, различные передачи, музыкальные видеоклипы и многое другое.
Мосфильм – часть национального достояния России, его путь неотделим от истории страны, на сотнях километров снятых здесь плёнок – жизнь целого народа и судьба отдельного человека.
Здесь было создано более 2000 полнометражных фильмов, на которых выросло не одно поколение кинозрителей. В разные годы на студии работали замечательные режиссеры, чьи картины вошли в Золотой фонд отечественного и мирового киноискусства: Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Лев Кулешов, Абрам Роом, Григорий Рошаль, Иван Пырьев, Михаил Ромм, Александр Птушко, Юлий Райзман, Сергей Юткевич, Борис Барнет, Ефим Дзиган, Александр Зархи, Василий Ордынский, Михаил Калатозов, Александр Столпер, Григорий Чухрай, Леонид Трауберг, Роман Кармен, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Михаил Швейцер, Александр Алов, Владимир Наумов, Сергей Бондарчук, Георгий Натансон, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Александр Митта, Георгий Данелия, Константин Воинов, Ролан Быков, Евгений Карелов, Александр Файнциммер, Константин Юдин, Юрий Озеров, Сергей Колосов, Эдмон Кеосаян, Евгений Матвеев, Игорь Таланкин, Борис Яшин, Марлен Хуциев, Самсон Самсонов, Василий Шукшин, Евгений Матвеев, Элем Климов, Лариса Шепитько, Николай Губенко, Владимир Скуйбин, Глеб Панфилов, Никита Михалков, Вадим Абдрашитов, Михаил Козаков, Юрий Чулюкин, Алексей Салтыков, Валерий Усков, Владимир Краснопольский, Владимир Чеботарев, Даниил Храбровицкий, Леонид Квинихидзе, Владимир Назаров, Александр Миндадзе, Сергей Тарасов, Евгений Ташков, Алексей Сахаров, Эмиль Лотяну, Марк Захаров, Александр Прошкин, Юлий Карасик, Игорь Гостев, Петр Тодоровский, Владимир Меньшов, Владимир Лонской, Светлана Дружинина, Алла Сурикова, Глеб Панфилов, Карен Шахназаров, Сергей Соловьев, Валерий Приемыхов, Станислав Говорухин, Павел Чухрай, Николай Досталь и другие режиссеры.
Фильмы, созданные на киностудии, постоянно участвуют в международных кинофестивалях, конкурсах и кинопоказах, где получают высокое признание, среди наград Мосфильма - призы Московского кинофестиваля, Венецианский «Лев Святого Марка», «Золотая раковина» Сен-Себасьяна, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля, «Оскары» Американской Киноакадемии, Берлинский «Медведь», российский «Золотой Орел», Государственные премии СССР и Российской Федерации и многие другие награды.
Кинопроизводство в России появилось практически сразу после изобретения кинематографа – в 1896 году, через год после выхода на экраны в Париже фильмов братьев Люмьер. Уже в первые десятилетия ХХ века в России работало несколько киноателье, среди которых самыми известными в Москве были два ателье - Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева, где было создано множество популярных у зрителей немых кинолент, которые сопровождались подписями на экране и музыкой таперов в зале.
Простота и доступность этого нового вида искусства оказались востребованы после революции 1917 года. Правительство Советской России быстро оценило роль кино как мощного орудия пропаганды, и в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие кинопредприятия.
В первые годы советской власти перед государством стояло огромное количество важных задач, среди которых возрождение некогда цветущей киноиндустрии заняло одно из первых мест. Уже в 1922 году Декретом Совнаркома РСФСР бывшие ателье А.Ханжонкова и И.Ермольева были переданы в ведение Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино» в качестве соответственно Первой и Третьей кинофабрик. Но для того чтобы начать работу было необходимо иметь не только помещение, но и дорогостоящее оборудование, а также пленку, – все это практически погибло в годы Гражданской войны.
В 1923 году после капитального ремонта на Первой фабрике Госкино, размешенной в бывшем киноателье Ханжонкова на Житной улице, началась работа. Третья фабрика Госкино (которая находилась в бывшем ателье Ермольева недалеко от Брянского, ныне - Киевского вокзала) использовалась в основном как складское помещение. Многочисленные административные изменения привели вскоре к объединению Первой и Третьей фабрик в единое предприятие, которое и станет в дальнейшем Киностудией «Мосфильм».
Первым фильмом, вышедшим на экране в результате этого слияния, стала картина директора новой киностудии - режиссера Бориса Михина - «На крыльях ввысь», рассказывающая о героизме советских летчиков и авиаконструкторов. На экраны фильм вышел 30 января 1924 года, и именно эту дату сегодня принято считать днем рождением «Мосфильма». В 20-е годы на студии начали работать Сергей Эйзенштейн («Стачка» 1924, «Броненосец «Потемкин» 1925, «Октябрь» 1927), Лев Кулешов («Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» 1924, «Луч смерти» 1925), Абрам Роом («Предатель» 1926, «Третья Мещанская» 1927 ), Всеволод Пудовкин («Потомок Чингис-хана» 1928), Александр Довженко («Арсенал, 1928) и многие другие выдающиеся кинорежиссеры.
В 1924 году помимо кинопроизводственной структуры «Госкино» было создано Общество «Совкино», которое должно было заниматься прокатом фильмов на экранах в пределах РСФСР. Деятельность «Совкино» быстро приобрела столь широкий размах, что кроме показов фильмов эта организация стала заниматься и их производством.
В результате в 1926 году Первая и Третья кинофабрика, как и некоторые другие кинопредприятия вошли в состав новой Московской объединенной фабрики «Совкино». Однако в 1930 году было образовано Общесоюзное объединение по кинофотопромышленности - «Союзкино», которому и передали все кинопроизводство. После этого Московская объединенная фабрика «Совкино» стала называться Московской объединенной фабрикой «Союзкино», а в 1931 году она поменяла адрес - с Житной улицы все цеха и службы переехали в новый корпус на Ленинских (Воробьевых) горах в районе деревни Потылиха.
С середины 20-х годов кино стало действенным подтверждением успехов Советской России. Но небольшая кинофабрика на Житной улице (ее площадь составляла всего 400 кв.м) не могла обеспечить новые потребности кинопроизводства: в одном павильоне приходилось строить декорации сразу к двум-трем картинам (это было возможно, так как кино было еще немым), за монтажными столами работали в несколько смен, печать пленок, пошив костюмов и многие другие работы проводились в разных районах Москвы.
Новые горизонты требовали и нового размаха.
Созданные в это время картины, среди которых первое место занимали картины Сергея Эйзенштейна «Стачка» и «Броненосец «Потемкин», доказали, что кино действительно стало важнейшим видом искусства. Раскрашенный в каждом кадре на пленке вручную красный флаг, развевающийся на борту «Потемкина», производил на зрителей ошеломляющее впечатление. При этом для экранной жизни было неважно, что настоящий броненосец «Князь Потемкин Таврический» сдался адмиральским войскам и был отправлен в порт Констанца... Благодаря великой силе искусства, зрители не сомневались, что «Броненосец «Потемкин» победил!
Именно такое кино было нужно молодому советскому государству. Но на существующей производственно-технической базе расширить выпуск фильмов было невозможно.
Во второй половине 20-х годов перед правительством встал вопрос о строительстве не просто новой студии, а целого киногорода - где в одном месте удобно, компактно и целесообразно будут собраны необходимые цеха и службы, где всегда будут доступны костюмы и декорации, киносъемочная аппаратура и осветительная техника, все для монтажа пленки и печати копий для проката.
Европа такого еще не знала. Но идея витала в воздухе, и в некотором смысле аналогом такого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ во время поездки в США в 20-е годы.
Правительство придавало новой киностудии столь серьезное значение, что проект ее строительства был включен в список важнейших объектов первой пятилетки. Уже в начале 1927 года был объявлен конкурс «на составление проекта кинофабрики Совкино в Москве». В разъяснительной программе конкурса было отмечено, что здание кинофабрики должно иметь несколько ателье (павильонов) разделенных несгораемыми передвижными перегородками, позволяющими при необходимости их соединить и получить пространство большей площади.
Перед павильонами должна быть открытая площадка для натурных съемок, причем разборные стены должны были позволить объединять ее с внутренним пространством. В программе указывалось, что под павильоном должен быть устроен бассейн глубиной 3,5 метра с окнами для подводных съемок.
Перекрытие павильона должно быть спроектировано таким образом, чтобы к нему можно было подвесить систему передвижных площадок для осветительной аппаратуры. На рассмотрение было предложено несколько проектов. Победил вариант в господствовавшем в те годы архитектурном стиле конструктивизма, отринувшем всякую декоративность ради функциональности и ясных линий. План здания отдаленно напоминал самолет: помещение руководства в центре здания – «кабина пилота», боковые павильоны №2 и №3 находились в «крыльях», главный павильон №1 и павильон №4 в фюзеляже», монтажный цех и актерские комнаты в «хвостовом оперении».
Эти четыре павильона имели общую площадь 4629 кв.м, при этом павильон №1 до сих пор поражает своим масштабом – его площадь составляет 1819 кв. м, а высота 13 метров.
Но не только масштабы делали новую студию уникальной. Здание, строительство которого началось в 1927 году, было только первым из крупного комплекса построек, в которых должны были разместиться все цеха и службы. Студия должна была стать целым киногородом, в котором будет обеспечен полный и непрерывный цикл всего кинопроизводства.
Здесь были предусмотрены склады декораций, бутафории и мебели, парк осветительной аппаратуры, малярно-художественные декоративные мастерские, актерские уборные и гримерные, режиссерские и монтажные комнаты, просмотровые залы, пошивочное ателье, столовая, медицинский кабинет, телефонная станция, пожарная служба и другие помещения.
Неоспоримые преимущества такого проекта сделало в дальнейшем Мосфильм образцом для строительства других киностудий. И сегодня внедрение новейших разработок по всех неразрывной технологической цепочке кинопроизводства прочно удерживают за Киноконцерном «Мосфильм» место передового предприятия российской киноиндустрии.
20 ноября 1927 года на Воробьевых горах в районе деревни Потылихи состоялась торжественная закладка новой кинофабрики. На пригласительном билете было подробно описано, как проехать и пройти к месту, где спустя несколько лет поднимутся корпуса киностудии «Мосфильм». В то время это была живописная окраина, где на берегу Москвы-реки любили отдыхать и гулять жители города.
В советских газетах появились многочисленные статьи с заголовками «Даешь гигант советской киноиндустрии!», «Строим Голливуд на Потылихе» и др. Так как реализации этой стройки придавалось особое значение, то первая очередь новой кинофабрики была построена уже в 1930 году. К концу января 1931 года в еще не завершенное здание началось переселение Первой и Третьей кинофабрик «Союзкино», а в начале февраля 1931 года состоялось торжественное открытие новой кинофабрики.
Сотрудники Мосфильма вспоминали, что в первое время приходилось работать в холодных павильонах, где полы не были окончательно настелены, и где аппаратуру надо было подключать к временной электропроводке. Добираться до работы тоже было непросто - приходилось подниматься двадцать минут пешком в гору по грунтовой дороге от конечной остановки автобуса у Окружного моста на набережной Москвы-реки.
Тема была столь злободневной, что на нее откликнулись известные писатели И.Ильф и Е.Петров, едко заметив в одном из фельетонов, что как только весной разливается паводок, на студии начинают выдавать зарплату... Городские власти постановили провести трамвайную линию до проходной кинофабрики, но решение этого вопроса все время откладывалось из-за нехватки проволоки. Тогда мосфильмовцы сами организовали сбор меди и трамвай был пущен.
Опыта строительства таких сложных объектов в стране еще не было, поэтому в 30- е годы коллективу Мосфильма приходилось сталкиваться с необходимостью многочисленных переделок и исправлений. Однако общий энтузиазм тех лет и искренняя любовь к киноискусству помогали преодолевать все трудности.
Другой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться молодому кинопроизводству стало появление звукового кино, на которое данный проект «Мосфильма» рассчитан не был. Павильоны имели разборные стены для увеличения пространства и по этой причине были абсолютно не приспособлены для синхронных со звуком съемок. Кроме того, звуковой кинематограф требовал наличия бесшумной осветительной и киносъемочной аппаратуры, технических решений процесса озвучивания и т.д.
Производство звуковых картин в этих условиях стоило работникам студии немало труда. Серьезные работы по акустической отделке и звукоизоляции первый четырех съемочных павильонов удалось осуществить только во второй половине 40-х годов.
Все изменила война.
Уже с конца июля 1941 года мосфильмовцы, как и все москвичи, постоянно дежурили на крышах, чтобы засыпать песком зажигательные бомбы, которые сбрасывали на столицу фашистские самолеты. В сентябре 1941 года, когда немцы наступали на Москву, правительство приняло решение об эвакуации многих предприятий, в том числе и киностудии. 14 октября 1941 года эшелон с сотрудниками студии, оборудованием, реквизитом, костюмами был отправлен в Алма-Ату.
950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от брони, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую 3-ью Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию. 685 работников студии были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта…
В зданиях на Воробьевых горах остался работать лишь один цех специального назначения, в котором инженеры, мастера и сотня подростков выполняли военные заказы — они делали детали для понтонных мостов и десантных лодок, а также следили за сохранением оборудования, не вывезенного в эвакуацию.
В конце 1941 года на базе местной Алма-Атинской студии художественных фильмов и эвакуированных киностудий была создана Центральная Объединенная Киностудия художественных фильмов (ЦОКС), которая действовала в 1941-1944 годы. В трудных условиях было быстро налажено производство фильмов.
Вместо павильонов использовали цирк «шапито» - под его громадным куполом размещались крупные макеты и фоны, съемки проходили в плохо приспособленных для этого помещениях, остро не хватало актеров, членов съемочных групп и технических работников, работать приходилось в условиях жесточайшего дефицита пленки и аппаратуры. В целях экономии одну и ту же декорацию использовали для разных фильмов, из-за дополнительных транспортных расходов были резко ограничены съемки на натуре, максимально ограничили потребление электроэнергии для осветительных приборов.
Несмотря на огромные трудности, в дни войны были сняты замечательные картины, которые помогали советским людям сохранять бодрость и уверенность в победе. Среди них – сборники военно-патриотических короткометражных фильмов «Боевые киносборники» (1941-1942), фильмы «Фашизм будет разбит» (1941) Эсфири Шуб, «Секретарь райкома» (1942) Ивана Пырьева, «Машенька» (1942) Юлия Райзмана, «Жди меня» (1943) Александра Столпера и Бориса Иванова, «Нашествие» (1944) Абрама Роома, «В шесть часов вечера после войны» (1944) Ивана Пырьева, «Иван Грозный» (1944-1945) Сергея Эйзенштейна и другие картины.
Всего за военные годы на Мосфильме было создано около двадцати пол нометражных картин. Кинопроизводство было приравнено к военному – так как фильмы поддерживали общий боевой дух, а популярные актеры выезжали на передовую в составе особых фронтовых бригад.
Уже в конце 1942 года, как только стало возможно, было приняло решение о восстановлении киностудии «Мосфильм». В 1943 году директором студии в Москве был назначен Владимир Николаевич Головня, ему пришлось заниматься вопросами возобновления работы всех производственно-технических и подсобных цехов, когда из Алма-Аты стали возвращаться творческие работники и инженерно-технический персонал.
На студию командировались демобилизованные из армии после ранений сотрудники, а на самом Мосфильме было организовано небольшое художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров. К концу 1943 года все основные цеха студии работали с полной загрузкой, люди работали в три смены, понимая, что вся страна должна отдавать все силы победе.
Несмотря на трудное военное время кинопроизводство продолжало развиваться, в 1944 году на специально созданной на Мосфильме аппаратуре был снят один из первых цветных фильмов – «Иван Никулин – русский матрос» (реж. Игорь Савченко). А уже в 1946 году картина режиссера Александра Птушко «Каменный цветок» получила Международную премию на Каннском фестивале за лучшее использование цвета. В последующие годы на различных кинофестивалях получали призы цветные фильмы «Сказание о земле сибирской» (1947, реж. Иван Пырьев), «Мичурин» (1948, реж. Александр Довженко), и другие картины.
За самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны коллектив киностудии «Мосфильм» был неоднократно награжден переходящим Красным Знаменем Государственного комитета Обороны СССР, которое в итоге было передано на вечное хранение на Мосфильм, где оно с гордостью хранится и сейчас.
После войны в 1947 году на экране впервые появилась эмблема киностудии – скульптура «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни Кремля. С конца 40-х годов были серьезно ужесточены цензура и контроль за производством фильмов, это время оказалось самым тяжелым для советского кино и в частности для Мосфильма.
Используя ленинскую формулировку, Сталин потребовал от кинематографистов снимать «лучше меньше, да лучше», при этом доходы от кинопроката должны были возрастать. Эта «политика малокартинья» привела к тому, что на студии с каждым годом сокращалось производство новых фильмов. В 1946 году было снято двадцать два фильма, в 1948 – восемнадцать, в 1951 - семь – из которых художественными фильмами были только три картины.
Только после смерти Сталина в 1953 году было принято решение о резком расширении кинопроизводства. Директором Киностудии «Мосфильм» в 1954 году был назначен известный кинорежиссер Иван Александрович Пырьев. Эту должность он занимал только до 1957 года, однако именно в это время было начато строительство «Большого «Мосфильма», которое так долго откладывалось. Правда проект 1948 года был, как уже отмечалось, существенно переработан и изменен. В итоге на территории студии появились два блока павильонов, здание отдела декоративно-технических сооружений, Тонстудия и другие объекты.
С середины 50-х годов в результате всех изменений на Мосфильме появились новые виды кинофильмов – на экраны страны стали выходить цветные и широкоэкранные картины - «Илья Муромец» (1956) режиссера Александр Птушко, трилогия «Хождение по мукам» (1957-1959) режиссера Григория Рошаля, широкоформатные фильмы, среди которых первой была «Повесть пламенных лет» (1960) режиссера Юлии Солнцевой, продолжилась разработка стереофильмов (первый стереофильм на киностудии «Мосфильм» - «Машина 22-17» был снят еще в 1947 году).
Расширение киностудии позволило поднять производственную мощность Мосфильма до 50 картин в год, что было абсолютным рекордом в СССР. 1960-е годы стали новым этапом в кинопроизводстве. Это время во всем мире было особенным, в нашей стране этот период больших надежд получил название «оттепели», которая дала возможность ощутить и реализовать определенную свободу творчества. В эти годы общего подъема кинематограф однозначно сохранял роль авангарда культуры.
В эти же годы Мосфильм продолжает активно сотрудничать с зарубежными партнерами. Совместное производство кинокартин на «Мосфильме» было начало еще в 1951 году, в дальнейшем в 60-70 е годы были сняты такие картины «Они шли на восток» (1964) Джуппе де Сантиса, «Звезды и солдаты» (1967) Миклоша Янчо, «Красная палатка» (1969) Михаила Калатозова, «Освобождение» (1968-1971) и «Солдаты свободы» (1977) Юрия Озерова, «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) Эльдара Рязанова, «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы, «Жизнь прекрасна» (1979) Григория Чухрая, «Свеаборг» (1972) Сергея Колосова и другие.
С 1989 года Мосфильм находится на полном хозрасчете и самоокупаемости, что предполагает такой же полный объем уплаты всех налогов. С учетом произведенных изменений приказом Госкино СССР от 20 июля 1989 года Киностудия "Мосфильм" была переименована в Государственное творческо-производственное объединение (ГТПО) "Мосфильм".
Спустя полтора года 19 октября 1990 года Совет Министров СССР принял постановление "О создании Киноконцерна "Мосфильм". В 1998 году Генеральным директором Киноконцерна «Мосфильм» стал кинорежиссер Карен Георгиевич Шахназаров. В те годы киностудия находилась в тяжелейшем состоянии: фильмы не снимались, материальная база и структура были разрушены, оборудование морально и технологически устарело, здания, помещения и инженерные коммуникации находились в аварийном состоянии и требовали немедленного ремонта.
В 2000-е годы на студии прошла масштабная реконструкция и модернизация всех павильонов, постоянно закупается передовое оборудование и киноаппаратура, студии перезаписи Киноконцерна первыми в стране получили сертификаты «Долби-Премьер», а теперь и «Долби-Атмос», уникальная акустика Первой музыкальной студии привлекает сюда для записи музыки выдающихся российских и зарубежных музыкантов и исполнителей (Мишель Легран, Эннио Морриконе, Леонид Десятников, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Тамара Гвердцители, Хибла Герзмава, Юрий Башмет, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Елена Камбурова, Алла Пугачева, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Александр Градский, Александр Розенбаум, Марк Алмонд и многие другие).
К настоящему времени Киноконцерн стал одним из самым передовых и крупнейших кинопредприятий в мире. Студия отвечает самым современным требованиям кинопроизводства, соответствует мировым стандартам, как по уровню технического оснащения, так и по широкому спектру оказываемых услуг, что позволяет обеспечить производство фильма в полном объеме на всех стадиях кинопроизводства, включая подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный периоды. При этом оставаясь государственной структурой, «Мосфильм» работает и развивается исключительно на собственные средства, не имеет государственного финансирования, сохраняя рентабельность и находясь на полной самоокупаемости и самофинансировании.