23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Музей Тропинина. Гордость столицы

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени был открыт 11 февраля 1971 г. Созданный на основе личной коллекции произведений русского искусства 18-19 вв., он дарован городу Москве вместе со зданием №10 в Щетининском переулке Феликсом Евгеньевичем Вишневским, известным коллекционером, энтузиастом и знатоком русской живописи.

Собрание музея В.А. Тропинина и художников его времени насчитывает около 3000 единиц живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Большинство произ ведений создано в период первой трети XVIII — середины XIX века.

Музей Тропинина

Дом с мезонином, в котором размещается наш музей, является историко-архитектурным памятником XIX века, одним из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня образцов купеческих усадеб Замоскворечья.

При купце-домовладельце Ф.А. Пуговищникове в конце XVIII в. фактически определились границы современного владения, которые впервые были зафиксированы на плане города Москвы 1793 г.

Перед войной 1812 г. усадьбу приобрёл купец 2-й гильдии С.А. Бородин. Во время московского пожара 1812 г. выгорела часть Замоскворечья.

Пострадавшую усадьбу построили заново в последующие годы.

Послепожарная застройка состояла из каменного с деревянным мезонином дома, постав ленного по красной линии Малого Екатерининского переулка и хозяйственной деревянной постройки. За домом, в глубине владения, был сад. На плане 1836 г. в глубине двора появился деревянный дом.

С 1845 по 1870 гг. усадьба принадлежала вдове московского купца У.Т. Бородиной, которая в 1860-е гг. прикупила часть территории соседнего владения вдоль северной границы. В 1883 г. вместо деревянного дома был построен двухэтажный деревянный же флигель на каменном фундаменте. В главном доме проживали владельцы усадьбы, флигель сдавался внаем под жильё.

Музей обладает одним из самых значительных собраний произведений В.А. Тропинина — основоположника «московской школы» живописи, любимого портретиста Москвы 1-й половины XIX века, а также работ выдающихся художников прошлого: И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.Ф. Щедрина, С.С. Щукина и др.

Музей Тропинина

А теперь хотелось бы рассказать об основателе музея.

Феликс Евгеньевич Вишневский (1903–1978) происходил из крупного рода московских потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Бронзолитейная фабрика (мастерская) купцов – братьев Вишневских: Евгения, Льва и Феликса Феликсовичей находилась по адресу: Ладожская улица, 12. 

Фабрика просуществовала до 1917 года, занимаясь изготовлением самых разных предметов из бронзы: люстр, канделябров, часов, церковной утвари. На Всемирной выставке 1900 года в Париже фабриканты Вишневские были удостоены золотой медали, а в 1903 году представили свою продукцию на выставке архитектуры и художественной промышленности в Москве. В начале XX века получили звание поставщиков Императорского двора.

Отец будущего основателя музея был архитектором, крупным специалистом по декоративно-прикладному искусству, последним председателем Московского художественного общества и, конечно, коллекционером.

Под руководством отца 17-летним юношей Феликс начинает заниматься коллекционированием произведений искусства и участвует в организации Первого пролетарского музея, который был открыт 7 ноября 1918 года на Большой Дмитровке, 24.

С 1919 года Феликс Евгеньевич служит в Коллегии по делам музеев Наркомпроса. Интерес к музейной работе и углублённое изучение истории искусства привели к тому, что в 1925–1928 годах Вишневский работал в Государственном Историческом Музее под руководством профессора В.К. Клейна и учился в Московском университете, параллельно овладевая и другой практической для того времени профессией в Московском лесотехническом институте. Закончить учёбу не удалось, в 1928 году он был лишен избирательных прав и сослан в Кострому.

Значительная часть семейной коллекции была изъята и попала в Государственный исторический музей. В Кострому Феликс Евгеньевич перевёз небольшую часть из сохранившихся вещей и несколько ящиков с книгами, в том числе с комплектом журнала «Старые годы» и другой справочной литературой.

В 1934 году, в период высылки крупных музейных деятелей, его связь с музеями прервалась почти на четверть века – Вишневского преследовали увольнения и репрессии, правда, кратковременные и без конфискации. Появилась возможность работать по второй специальности – инженером на Костромском фанерном заводе, продолжая собирательство, так как благодаря частым служебным командировкам постоянно приходилось бывать в Москве.

Музей Тропинина

В 1946–1948 годах Вишневский был опять незаконно репрессирован с конфискацией имущества (прежде всего его собрания) и, пока разбиралось дело в апелляционных инстанциях, полтора года отсидел в лагере под Нерехтой. К счастью, все кончилось благополучно – восстановлением в правах и почти полным возвращением коллекции. Причём каждая вещь разыскивалась им с упорством и настойчивостью по спецскладам МВД.

С 1948 года Феликс Евгеньевич перебрался поближе к Москве и жил на Лосиноостровской даче, не изменяя своему пристрастию – продолжал заниматься коллекционированием, приобретал вещи в комиссионных магазинах, скупках, у частных лиц, находя их на помойках и чердаках.

Отлично владея техникой реставрации мебели и предметов из дерева, он сам занимался восстановлением своих антикварных находок. Колоссальная эрудиция и знаточеское чутьё помогали открывать подлинные шедевры. Одно из ключевых направлений в коллекции было собрание русских портретов середины XVIII–XIX веков – произведения И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина.

Во второй половине 1950-х годов коллекционер систематически принимает участие в выставках музеев Москвы и Ленинграда, а с 1958–1969 годов Феликс Евгеньевич работает старшим научным сотрудником в Государственном музее А.С. Пушкина. В этот период начинается и его меценатская деятельность безвозмездной помощи и даров российским музеям. С 1956 по 1972 годы Вишневский передал в дар 684 экспоната – произведения живописи, графики, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства России и Запада.

Произведения из коллекции Вишневского представлены сегодня в Останкинском дворце музее, Государственном музее им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеях московского Кремля, Музее истории города Москвы, Музее-усадьбе «Кусково», Музее-усадьбе Архангельское, а также в региональных собраниях – Якутии, Рязани, Серпухова, Перми, Курска.

Музей Тропинина

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1975 года Ф.Е. Вишневскому было присвоено Почётное звание Заслуженного работника культуры РСФСР. Вишневский был первым из коллекционеров, чьё собрание (132 произведения) в 1964 году было поставлено на государственный учёт.

*В статье использованы материалы со страницы официального сайта музея Тропинина.