Чем не предмет для национальной гордости: именно Россия оказалась в числе тех стран, где были заложены основы современной парфюмерно-косметической промышленности. А начиналось всё с небольшого свечного заводика около северной столицы, которому было суждено стать одним из ведущих предприятий отрасли.
Свечи из воска и сала издавна изготавливали в России. В двадцатые годы XIX века химикам удалось выделить из сала чистый стеарин. Практически сразу же во Франции была разработана соответствующая технология. Предприимчивые русские купцы и фабриканты тотчас осознали перспективность нового производства. У французского предприниматели Калле ноу-хау было приобретено за огромную по тем временам сумму — 50 тысяч рублей ассигнациями. Россию захлестнула «стеариновая лихорадка».
Император Николай I прекрасно осознавал важность нового производства. Солидарны с ним в этом были и высшие чиновники. И когда дворяне Ноинский, Васильев, Анненский и Татаринов запросили высочайшего позволения на производство стеарина, олеина и мыла по оригинальному способу Татаринова, оно было получено. Министр финансов Е. Ф. Канкрин подписал необходимые документы в феврале 1839 года. С этого времени и берет начало «Санкт- Петербургское Общество производства стеариновых свечей», «прадедушка» современного АО «Невская Косметика».
Для реализации проекта компаньоны купили один из свечных заводов, расположенный на берегу Невы, на девятой версте по Шлиссельбургскому тракту в селе Смоленское. Новое предприятие назвали «Санкт-Петербургский Невский завод». Потихоньку дела предприятия наладились. И уже в 1843 году, на Шестой Всероссийской мануфактурной выставке продукция завода получила право на «знак качества» — изображение государственного герба.
К сожалению, история отечественной промышленности не была безоблачной. Извечная российская беда — пожары, от которых в те времена выгорали целые города, — не обошла стороной и Невский завод. После пожара управляющий Юлий Шотлендер все полученные по страховке деньги пустил на оснащение производства самой передовой на то время техникой.
Уже в 1857 году на заводе действовали паровая машина в 40 л. с., гидравлические прессы, машины для плетения фитиля, обрезки свечей. На заводе было газовое освещение. Перестройкой зданий в 1856—60 годах занимался архитектор академик Людвиг Людвигович Бонштедт, крупнейший специалист в новой тогда отрасли — промышленной архитектуре.
Одна из значительных наград компании того времени — Герб империи, полученный на Всероссийской промышленной выставке 1861 года. В том же году «Невское товарищество» представляло свою продукцию на Всемирной промышленной выставке в Лондоне. Дальше награды находили своего героя регулярно. Промышленная выставка
1865 года подтвердила право товарищества изображать государственный герб на своей продукции. В 1870 году предприятие получило медаль Русского технического общества (награда для того времени значительная). Свой успех питерцы повторили на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве, на Нижегородской ярмарке 1896-го.
К началу XX века предприятий, подобных «Невскому стеариновому» в России было только три. Подлинным событием в отечественном мыловарении стал выпуск мыла «Нестор». Ни одно мыло в России не подделывали так часто, как «Нестор» — это ли не свидетельство высокого качества! Вполне заслуженно знаменитый сорт удостоился высшей награды на Парижской выставке.
Техническое перевооружение продолжалось и в XX веке. В отдельном корпусе были установлены три дистилляционных аппарата от фирмы «Скотт». Построена была и собственная электростанция, началось сооружение ветки от Николаевской железной дороги, которая действует по сей день.
С началом Первой мировой «Невское стеариновое товарищество» стало основным поставщиком армии. По казенному заказу поставлялся динамит, мыло «Нестор», свечи.
Потом была революция, декрет о национализации. 28 июня 1918 года Невский стеариновый и мыловаренный завод перешел в собственность рабоче-крестьянского государства. От полного расхищения Невский завод спасло то, что его главное здание было отдано штабу Красной Гвардии Невского района, а позже райкому комсомола. «Законсервированное» таким образом предприятие простояло до 1925 года, когда, наконец, было начато восстановление производства.
Завод стал частью образованного в 1922 году Ленинградского государственного жирового треста («Ленжет») и получил новое название «Государственный Невский мыловаренный завод №3». В то время страна особенно остро нуждалась в моющих средствах. Ассортимент мыла у «Ленжета» достиг нескольких десятков наименований. Среди них — всесоюзно-известные сорта «Ленинград», «Будь готов», «Нева».
Год от года завод осваивал все новые виды продукции. Во время Великой Отечественной войны производились порошки для горючих смесей, динамитный глицерин и мыло. Послевоенные годы ознаменовались расширением ассортимента продукции предприятия. В 1951 году был построен тубный цех, а с 1952 начался выпуск зубной пасты.
Началось все с зубной пасты «Мятная». В течение 50-х годов один цех предприятия обеспечивал этой гигиенической продукцией Санкт-Петербург и область. Впоследствии был налажен выпуск таких марок зубных паст, как «Лесная» и «Бэмби». С той поры производство зубных паст стало одним из профилирующих направлений деятельности компании. Некоторые из их сортов знакомы россиянам не один десяток лет — так, пасту «Жемчуг», выпускавшуюся с 1970 года, знало большинство граждан Советского Союза.
А в 1955 году впервые за время существования предприятия начался выпуск жидкой косметической продукции (кремов, жидкого туалетного мыла и шампуней), первым был выпущен крем «Ланолиновый». Тогда же на предприятии были разработаны и выпущены первые шампуни, среди них известная марка «Янтарь». В 1970 году впервые в Советском Союзе был выпущен антивозрастной крем «Снежок».
В апреле 1992 года предприятие было преобразовано в акционерное общество «Невская Косметика».
На сегодняшний день «Невская Косметика» стала одним из самых известных российских предприятий — производителей косметики и бытовой химии. Для этого компании пришлось многое изменить. Планомерная работа по приведению завода в нормальное рабочее состояние началась с покупки первого компьютера, положившего начало автоматизации предприятия.
Заработанные деньги инвестировались в ремонт и реконструкцию производства. Параллельно сотрудники компании учились менеджменту и маркетингу. В результате упорнейшей работы предприятию удалось сформировать новую структуру и систему продаж. После 1988 года компания восстановила утраченные контакты с торговыми партнерами из бывших республик Советского Союза. Начал активно развиваться экспорт.
С 1992 года в структуре акционерного общества появилась служба маркетинга. Еще через год для координации усилий по изменению ассортимента, упаковки товаров и рекламе было образовано бюро маркетинга, дизайна и рекламы. В 1996 году оно было преобразовано в целый маркетинговый отдел.
До 1995 года изменился ассортимент кремов, мыла, зубной пасты. В 1995 году произошел настоящий прорыв — компания разработала линию паст «Новый Жемчуг». С 1996 по 2000 год объем продаж зубной пасты вырос в восемь раз. Новая марка получила множество наград — от «Бренда года» до «Товара года».
В конце 1990-х годов регулярно начал получать другой традиционный продукт компании — мыло («Дивный сад», «Цветы любви», «Невское»). В 2000 году на предприятии была разработана уникальная паста «Новый жемчуг Экстра» с экстрактом ламинарии, которая долгое время не имела аналогов в мире.
В 2000 году компания приобрела акции завода бытовой химии в Ангарске, где началось производство «Байкальской косметики» — серий современных моющих средств, бытовой химии для дома, таких как, «Индекс», «Сарма», «Ушастый нянь», «Обычный порошок».
В 2002 году было построено новое современное офисное здание со светлыми кабинетами, переговорными, конференц-залами.
Сегодня компания активно развивается, следуя своим принципам — стремлению к качеству, расширению ассортимента, внедрению новых технологий.