В России основным развлечением публики в 19-ом веке был, конечно же, театр. Театральное закулисье всегда скрывало от зрителя всю основную «кухню», дабы не портить впечатления от торжественного представления на сцене. Актерская судьба была также не самой простой и радужной. Жизнь театральных актеров была малорадостной по причине скудных заработков и тяжелого труда.
В 19 веке в России существовало пять официальных государственных театров: Мариинский, Михайловский, Александринский, Большой и Малый. Эти театры назывались Императорскими и располагались в Москве и Петербурге. В регионах же работали частные театры, так называемые антрепризы.
Среди них можно выделить малые, средние и крупные. Крупные антрепризы держали богатые владельцы. Они имели возможность снимать большие помещения, которые с этого момента были на их балансе, т.к. обустраивались и ремонтировались за счет арендатора.
Такие театры ангажировали хороших актеров, составляли из них постоянно действующую труппу. У держателей крупных антреприз были гораздо большие возможности для закупки необходимого реквизита, обустройства мастерских, пошиву сценических костюмов и созданию декораций. Соответственно, такие представления были более зрелищными, билеты на них более дорогими, а зрители более обеспеченными.
У регионального театра среднего или малого уровня был один или несколько владельцев. Артисты жили совсем небогато, часто разъезжали с гастролями и скорее напоминали бродячие труппы. Но именно малых и средних антреприз в регионах было подавляющее большинство.
Кочевая жизнь артистов была привычной, но материальной стабильности не приносила. «Хлебными» были выступления, приуроченные к большим народным или религиозным праздникам. За такой период времени артисты работали на износ, играли в день по несколько представлений.
Кроме того, публика требовала новинок, поэтому на подготовку уходило все свободное время, репетиции были «до результата», иначе публика могла и освистать, а значит забраковать в зачатке премьеру, которая планировалась к демонстрации в нескольких городах подряд.
Из книги Григория Ге – театрального актера мы узнаем некоторые подробности театральной реальности:
— Ну, вот что, — говорил мне за кулисами Афанасьев, — это нам подходяще. Только вы что-нибудь повеселее, чтобы публика поржала. Ну, там, про тещу, что ли, али про рога… Сюртук здесь вешайте, это общий, от хозяина. Условия такие: тридцать рублей в месяц, обеды и ужины всегда, две бутылки пива на рыло в день. Выступать ежедневно, пока хозяин не прогорит. Идет?
— Идет!
Я был счастлив и горд.
Актер Малого театра П. Садовский начинал свою творческую карьеру с простого кочевого театра. Некоторые сведения его современников дошли до наших дней и таким образом нам открываются подробности актерского закулисья: «Актеры питались голубями. Один чуть не умер от голода.
Садовский сам стирал свою единственную рубашку, хотя был первым комиком труппы. Поклонники его творчества принесли ему как-то чаю. Вся голодная труппа собралась на чаепитие в маленькой комнатке. Артисты сами набрали сухих листьев и веток, поставили самовар. Так впервые за два месяца актеры горячего чаю выпили».
По установившимся правилам, в постные дни и большие церковные праздники театры не работали. Исключения делались только для не православных иностранных трупп. Русские актеры в такие времена бегали в поисках любой работы, соглашались на любые роли, т.к. любой заработок годился в голодное время. В театральной среде существовали и актерские биржи, куда съезжались актеры всех мастей и уровней.
Заключались договора, как правило, в трактирах. Во время Великого поста других занятий не имелось, поэтому большинство актеров по своему легкомыслию проводил время именно в трактирах, а именно прогуливал всё ранее заработанное. Многие антрепренеры на постоянной основе пользовались актерской несознательностью и дочиста разоренного артиста приглашали к себе в труппу на жалкое жалование.
Но бедному артисту в таком положении нужен был любой заработок, поэтому и согласие было моментальным. Выгода антрепренера была очевидной. Так можно было заполучить на сезон и довольно приличного уровня актера, который по факту обходился владельцу совсем дешево.
Декорации и костюмы кочевой театр возил с собой. Претерпевая многие перемещения, реквизит скоро приходил в непотребное состояние. Но бережливый хозяин подлатывал и подкрашивал поврежденные вещи силами тех же актеров и запускал в работу снова и снова.
Завлекали на спектакли зрителей по обычным схемам. Конечно, первым делом запускалась реклама. Заметки в газетах, афиши на улицах в самых проходных местах обеспечивали нужный эффект.
Зрители собирались на представления самые разные. Зажиточные граждане выкупали целые ложи, чтобы обсудить деловые вопросы или новости. Провинциальный театр больше походил на современный клуб по интересам. Здесь же можно было заказать еды и напитков, а также музыкантов.