Чудом в жизни Анны Голубкиной стало не то, что она прославилась на весь мир своими творениями и была любимой ученицей Родена, а то, что она вообще сумела стать скульптором в то время, когда женщине вообще сложно было овладеть любой профессией.
Анна Семеновна родилась в Зарайске, ее дед был крепостным, которому удалось откупиться и стать вольным, он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, денег на образование детей не хватало и учился только старший брат Семен, все остальные дети были самоучками.
У Анны не было даже начального образование, читать ее научил приходской дьячок. Лепить Анна начала с детства, на ее талант обратил внимание местный учитель рисования и долго уговаривал ее начать серьезно учиться, семья не препятствовала обучению, но сама она отказывалась – она понимала, что значит для ее крестьянской земли лишиться работника. Только в двадцать пять лет она едет в Москву и поступает в Училище живописи. Позднее она перешла в Петербургскую Академию художеств. Среди ее преподавателей в Академии был профессор и известный скульптор В. Беклемишев, который сам того не зная, стал первой, трагической и глубокой любовью Анны. Никаких признаний с ее стороны не было, Беклемишев был давно и долго счастлив в семейной жизни.
В 1895 году Голубкина уезжает в Париж, поступает в академию Ф. Коларосси, но настроения, царившие в академии, чужды ей по духу.
Ее мучает творческая неудовлетворенность, сомнения в правильности выбора жизненного пути, возрастной кризис, ведь ей уже тридцать, да и чувства к Беклемишеву не гаснут. Анна решается на короткий роман с французским художником, связь оказалась разрушительна для ее психики – счастливых отношений не последовало, а попытки самоубийства – да. Дважды она пыталась покончить собой, сначала бросалась в Сену, потом пыталась травиться. Спасла ее художница и подруга Елизавета Кругликова, которая увезла ее на родину. Вернувшись в Москву Голубкина ложится в психиатрическую клинику знаменитого врача Корсакова.
Лечение продолжалось несколько месяцев, Анну удалось вывести из сумеречного состояния. Она возвращается в родной Зарайск и решает уехать со старшей сестрой в Сибирь, где они вдвоем работают в переселенческом пункте. Восстановив душевное равновесие, Анна возвращается в Париж и на этот раз более удачно, чем в первый раз – ее работы увидел великий Роден и предложил ей заниматься скульптурой под его руководством.
В 1898 году она блистает на парижском Салоне со скульптурой «Старость», ее награждают бронзовой медалью, а в прессе масса восторженных откликов о ее работах.
В Россию она вернулась уже известным скульптором, практически сразу получает заказ от Саввы Морозова. Горельеф «Море» («Волна») и сегодня украшает главный вход в старое здание МХАТа и является одной из самых доступных для зрителя работ. Анна создает портреты известных деятелей культуры эпохи Серебряного века – поэта Саши Белого, Алексея Толстого. Но при этом отказывается ваять Шаляпина – он ей не понравился, как человек.
Несмотря на успех и постоянную работу, Анну преследуют приступы тоски и отчаяния, она может надолго замыкаться в себе.
Своей семьи у нее так и не появилось, она воспитывает племянницу Веру, дочь старшего брата Семена и продолжает творить. Во время событий 1905 она снова оказалась в Москве, в самой гуще революционных событий. Начинается ее связь с РСДРП, по их заказу она создает первый в России скульптурный портрет Карла Маркса, посещает конспиративные квартиры, а из своего дома в Зарайске делает явку для нелегалов. В те времена Зарайск был одним из мест ссылки неблагонадежного революционного элемента, высланного из столиц. Позже она начала распространять нелегальную литературу и прокламации, ухаживает за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания.
В 1907 году ее арестовывают за революционную деятельность, но из-за ее психического состояния дело было прекращено, ее отпускают под надзор полиции. Октябрьскую революцию она встретила с оптимизмом, сказав: «Вот теперь у власти будут настоящие люди», но узнав о расстреле двух министров Временного правительства, отказалась от сотрудничества с новой властью. Но позже вошла в комиссию по охране памятников старины и в органы по борьбе с беспризорностью. Детей она очень любила, ее карманы всегда были набиты хоть какими-то гостинцами. Оборванных мальчишек она приводила к себе в мастерскую, кормила, мыла, оставляла ночевать - ее не остановили даже попытка ограбления и убийства.
Последняя работа Голубкиной «Лев Толстой», неожиданно стала причиной ее смерти. Блок, склеенный из нескольких кусков дерева, был очень тяжел, но она, забыв о возрасте, болезнях и перенесенной операции, самостоятельно его передвинула. Вскоре после этого она почувствовала себя плохо и уехала к сестре в Зарайск, где 7 сентября 1927 года скончалась.
_____
Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен