Будущий министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева родилась 7 декабря 1910 года в рабочей семье Алексея Гавриловича и Матрены Николаевны. Мать была ткачихой. Отца запомнить не пришлось, он погиб в Первую мировую. Выросла Екатерина в Вышнем Волочке.
Со школьной скамьи Катя отличалась непоседливостью и любознательностью. После семилетней школы Катя устроилась на текстильную фабрику. В 1930 году девушка подала документы на вступление в ВКПб и была принята. Активная по своей натуре, скоро девушка возглавила комсомольскую работу в Курской области и Феодосии.
Она проявила отличные организаторские способности и, одновременно, жесткость в решениях и требовательность от подчиненных. У Екатерины хватало времени на все: работу, общественные занятия, планерный спорт, плавание.
В период обучения в Московском институте тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова Екатерина занимала пост секретаря институтского комитета комсомола, а затем и парткома. В 1935 году Фурцева стала членом Центрального Комитета ВЛКСМ, и в этом же году вышла замуж за советского летчика Петра Биткова. У супругов родилась дочь.
С началом Великой Отечественной войны Фурцева участвует в организации обороны города. В период войны Екатерина Алексеевна занимала пост главы Куйбышевского горкома партии, а затем Фрунзенского райкома партии в Москве. После войны Московский горком КПСС, который возглавлял Никита Хрущев, пригласил Фурцеву на должность второго секретаря по вопросам культуры, науки и идеологии.
В середине 60-х годов Екатерина Алексеевна стала первым секретарем. На новую высокую должность она была назначена самим Хрущевым, который высоко ценил трудолюбивую молодую активистку. Стоит сказать, что до Фурцевой такую значимую должность никогда не занимала женщина.
Хрущев не ошибся в кандидатуре. Он лишь укрепился в верности своего выбора в том числе и тогда, когда в 1957 году была попытка сместить Хрущева с должности. Фурцева поддержала своего руководителя и получила серьезное поощрение – новую должность в высшем руководстве страны, в Президиуме ЦК КПСС, где стала единственной представительницей «слабого» пола.
Екатерина Алексеевна вела очень активную работу. Будучи главой столичного горкома, она распорядилась возвести новые здания театров, больниц, кинотеатров, спорткомплексов, книжных магазинов. Она же стала распорядителем реконструкции ВДНХ, куратором Московского фестиваля молодежи и студентов, основателем и куратором конкурса им. Чайковского, Московского международного кинофестиваля.
Сложно представить где черпала такую неуемную энергию эта изящная женщина. При колоссальной профессиональной и общественной нагрузке, она всегда оставалась ухоженной и модно одетой. Более того, ей хватало денег и на семью, и на личные увлечения. Например, никогда Фурцева не оставляла занятия спортом. Занятия плаванием оставались регулярными.
Фурцева стала знаком своей эпохи. До сих пор советские женщины не занимали столь высокие посты, не говорили так пламенно и красиво, не вели на публике себя так уверенно и одновременно артистично. По какой причине Хрущев в 1961 году вывел Фурцеву из Президиума ЦК не известно, но за ней сохранился пост министра культуры.
Леонид Брежнев был противником женщин во главе государства. Несмотря на это Фурцева осталась на посту министра и прослужила при Брежневе почти 15 лет.
Екатерина Алексеевна совершила настоящий переворот в культурной сфере СССР. Отечественные театры, киноиндустрия, спортивные события, введенные Фурцевой стали знаковыми и традиционными. Узнаваемость в мире советского искусства стало несоизмеримо выше.
Было и много обиженных деятелей культуры, которые считали глубоко несправедливым запрет на зарубежные гастроли, например; или табу на развлекательное иностранное искусство, как имеющее негативное влияние на воспитание советского зрителя. Но таковым было общее направление политики партии и правительства, которое Фурцева поддерживала и уважала.
Не стоит огульно говорить о запретах в сфере культурной жизни советской страны. Именно Фурцева стала организатором массового культурного обмена между СССР и другими странами. Именно Екатерина Алексеевна стала покровителем международных балетных конкурсов, показов европейского кино, а также многих выставок, многие из которых имели буквально взрывной эффект.
Например, выставка одной работы Леонардо да Винчи, а именно культовой «Мона Лизы» в Пушкинском музее, выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее, выставка египетских древностей. В числе знаменательных культурных событий и гастроли Ива Монтана и Симоны Сеньоре в СССР, выставки Третьяковки и Пушкинского музея в Японии, гастроли советских театров в Европе, Америке и Азии, концерты в СССР оркестра Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, миланского театра «Ла Скала».
Фурцева вернула в нашу страну многие утраченные произведения искусства. По инициативе Екатерины Алексеевны Северном Вьетнаме была основана киношкола, которая стала затем Институтом кинематографии.
Фурцева создавала новые культурные пространства, создавала театры и концертные залы. Высшие сценарные курсы и Городской Дворец творчества детей и юношества на Ленинских горах также стали ее детищем. Она чутко выявляла, и сама назначала на руководящие посты самых выдающихся деятелей культуры и искусства: Юрия Григоровича, Анатолия Эфроса, Олега Ефремова, Марка Захарова, Бориса Равенских.
Без сомнения, Фурцева стала знаковой фигурой в культурной жизни страны. Великая Екатерина Алексеевна Фурцева скончалась в Москве в 1974 году и была похоронена на Новодевичьем кладбище.