В 1910 году под руководством М. Е. Пятницкого был организован хор крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Коллектив был невелик: на известной фотографии тех лет Митрофан Ефимович запечатлен всего лишь с четырнадцатью хористами в народных костюмах.
Первый концерт хора, состоявшийся 2 марта 1911 года в Москве, произвел фурор. Публика, пришедшая в Малый зал Благородного собрания, с восхищением слушала подлинные, глубоко трогающие песни. Выступление крестьян по достоинству оценили С. В. Рахманинов и Ф. И. Шаляпин — великие русские музыканты, прекрасно знавшие и ценившие русскую народную песню.
До начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, после которых «артисты» разъезжались по своим деревням, возвращаясь к привычному крестьянскому труду. После Октября 1917 года у крестьянского хора началась новая жизнь. 22 сентября 1918 года на концерте хора перед кремлевскими курсантами присутствует Ленин, который приглашает Пятницкого на беседу в Кремль.
Оценив достоинства и большой потенциал нового коллектива, Ленин обещает Пятницкому всяческое содействие. Участники хора переезжают на постоянное место жительство в Москву. Концертная деятельность становится более активной, а с открытием регулярного радиовещания в ноябре 1924 года Хор узнала и услышала вся страна.
После смерти М. Е. Пятницкого в 1927 году коллективу было присвоено имя его основателя, а дело продолжил его племянник, Петр Михайлович Казьмин, незаурядная личность, большой знаток русского народного творчества.
В 1929 году в прессе тех лет развернулась кампания под девизом «нам нужен старый хор, поющий песни кулацкой деревни. Новой деревне — новые песни». Творческий кризис разрешил приход в хор в 1931 году талантливого композитора Владимира Григорьевича Захарова, который направил развитие коллектива по новому руслу. В репертуаре хора появились авторские песни, в том числе прославляющие начавшиеся коллективизацию, электрификацию, индустриализацию: «Вдоль деревни», «Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Зелеными просторами» и др. А лирические песни В. Г. Захарова — «И кто его знает», «Провожанье», «В чистом поле» — запела вся страна. Они «уходили в народ» со временем становясь народными.
В годы Великой Отечественной войны Хор ведет активную концертную деятельность, выступая в составе фронтовых концертных бригад. Популярными в то время были прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи, которые слышали в тылу и на фронтах рядовые и командиры, летчики и моряки, от которых потоком летели фронтовые треугольники по адресу: «В Хор Пятницкого» (они хранятся по сей день).
Всенародную известность приобретает песня «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в 1943 году В. Захаровым на слова М. Исаковского, ставшая гимном всего партизанского движения.
9 мая 1945 года вместе с победителями хор принимал активное участие в празднествах, посвященных Великой Победе в Москве. В послевоенные годы гастрольно концертная деятельность коллектива расширяется. С конца 1940-х годов он начал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы. Хор становится знаменитым.
В 1936 году в жизни Хора произошло знаменательное событие – он стал профессиональным коллективом в составе Московской государственной филармонии. В 1938 году в коллективе создается танцевальная группа. Ее основателем была Татьяна Алексеевна Устинова. Выдающийся балетмейстер, воспитанница Московского хореографического училища, она отдала хору более 60 лет своей творческой жизни. Т. А. Устинова изучила народный хореографический язык разных областей России и ввела его в свои танцевальные композиции. Она – автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, будто лебеди, неспешно плывут в хороводе.
В том же году в коллективе появляется оркестровая группа во главе с Василием Васильевичем Хватовым. Талантливый музыкант, он создал уникальный оркестр, в составе которого звучали баяны, гармони, рожки, жалейки, балалайки, домры, гусли, трещотки, что добавило в концерты новые краски, оттеняющие общее настроение исполняемых песен и танцев.
Во главе хора всегда стояли руководители, способные своим творчеством приумножить славу коллектива. Таким был Мариан Викторович Коваль, известный советский композитор, руководивший Хором в 1957–1962 годах. В 1959 году за большие творческие достижения коллектив был награжден орденом Трудового Красного знамени.
В 1962 году в истории хора началась новая эпоха. Главный народный коллектив страны возглавил композитор Валентин Сергеевич Левашов, остававшийся на этом посту более двадцати лет. Задушевный, тонкий лирик, песни которого «за околицей», «Как не любить мне эту землю», «Поет гармонь на перекрестке» вошли в «золотой фонд» советского музыкального искусства.
Большое место в репертуаре хора этого периода занимают театрализованные вокально хореографические сюиты и композиции, представляющие целые культурно этнографические срезы разных областей России: «Брянские игрища», «Калужские переборы» и освещающие темы современной жизни: «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве» Такие композиции требовали свободного владения сложным многоголосием и высокого исполнительского мастерства певцов, танцоров, музыкантов.
В 1968 году, получив высокое звание «академический», народный хор вошел в элиту отечественной культуры и искусства. Активно развивается гастрольная деятельность коллектива. С его программами смогли познакомиться и во всех уголках Советского союза, и за рубежом. География гастролей расширилась, искусству хора рукоплескали зрители более чем 40 государств. «Русские артисты берут наши сердца в свои руки», — восхищалась зарубежная пресса.
В 1986 году Хор имени Пятницкого награжден орденом Дружбы народов.
С 1989 года Хором имени Пятницкого руководит Александра Андреевна Пермякова. Много лет проработавшая в коллективе, человек большого таланта, непреклонной воли и безудержной энергии, в сложные годы перестройки она, взяв на себя бремя лидерства, не только сохранила коллектив, но и успешно развила достижения своих предшественников. Главное — возврат к исконным принципам народной музыки, к традициям, которые были заложены более ста лет назад М. Е. Пятницким. Хор никогда не стремился к этнографической достоверности. Сила его искусства именно в жизненности, в глубокой и неразрывной связи с современностью. «Песню не поют,
ее играют», — любит повторять А. А. Пермякова и ставит во главу угла музыкальное действо. Оно связывает песню, танец, музыку, актерскую игру исполнителей в увлекательной калейдоскоп событий. Сцены будто рождаются на ходу: с одной стороны ни каких шаблонов, с другой ничего лишнего и случайного.
Такой подход требует высочайшего владения профессией. На сцене коллектив — единый организм, коллективная творческая личность, объединённая одной задачей и одним стремлением — раскрыть высокую нравственность и духовность русской песни, все красоту народного искусства России.
Сегодня в составе хора лучшие из лучших: певцы, танцоры, музыканты. Они приехали в коллектив из 30-ти регионов страны, среди них более 40 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов исполнителей — Россия в миниатюре, Россия молодая.
Любовь зрителей к хору не преходяща. Где бы они не выступали — залы переполнены. Это современные Россияне, для которых искусство хора — «Времен связующая нить», наши корни, наши истоки.
Концертные программы современного хора: «Россия — звонкая душа», «Россия — Родина моя», определяют основное кредо коллектива — служение Отечеству, которое он пронес через столетие.
Хор Пятницкого — национальное достояние России, ее гордость.