Старинный головной убор замужней женщины – это кокошник. По крайней мере, так было в прошлые времена, но возрождение древней национальной традиции наблюдается в наше время. Кокошник был символом русского костюма. Свое название получил от внешней схожести с куриным гребешком.
Название кокошника в некоторых российских регионах меняется на «кукушник». И в этом случае эксперты считают, что название убора происходит от названия птицы кукушки, которая является весьма плодовитой. То есть, надевая кукушник, замужняя женщина настраивалась на свою плодовитость.
Что же носили женщины до замужества… На Руси девушки убирали волосы лентами, венцами, а девичья коса (настоящая гордость любой девушки) всегда оставалась поверх платья, дабы женихам было на что полюбоваться.
Замужняя женщина была образцом скромности. Волосы были чисто прибраны под плат или другой головной убор. Делали это, исходя из традиций, а также суеверий. Считалось, что даже выпавшая прядь замужней женщины способна навлечь беду на весь род.
Вернемся к кокошникам. Когда появился этот головной убор, ставший традиционным у многих народов, точно неизвестно. Упоминания о нем мы находим в текстах 17-го века. Отсюда делаем вывод, что в это время женщины уже носили кокошники, поэтому, вполне вероятно, что появились они в костюме русских женщин еще раньше.
Многие исследователи утверждают, что кокошник эволюционировал из более ранних традиционных уборов – кички и сороки.
Кичка нам известна как двухчастная шапочка, одна часть которой плотно прилегает к голове и помогает прятать волосы, а вторая часть – надлобная твердая, служившая украшением вышитым вручную традиционным орнаментом. Эта часть кроилась и мастерилась из бересты, обтягивалась холстом. В некоторых губерниях видимая часть кички выполнялась в форме месяца или рогов. Снаружи кичка неизменно была оформлена самым красивым рисунком, а также бусинами, цепочками.
Традиционно кокошники были цельнокроеными. В представлении большинства советских и постсоветских граждан русский кокошник имеет мягкую округлую форму. Наглядным примером повседневных и нарядных кокошников стали для нас женские костюмы, в которые были облачены героини многочисленных кинолент: фильмов-сказок, исторических драм, мультфильмов.
Вернемся к конструкции кокошника. Самым известным вариантом убора стал кокошник с гребнем в виде перевернутого полумесяца. Надлобная высокая часть была многослойной. Кроилась из плотного картона или проклеенного холста, обшивалась тканью, а затем вышивалась золотой нитью, жемчугом, стеклом. Здесь фантазии и бюджет имеют большой размах. Состоятельные дамы позволяли себе кокошники с драгоценными камнями. Простолюдинки обходились берестяным кокошником.
Дамы допетровской эпохи без кокошников не обходились вовсе. После отмены указом царя Петра традиционных русских уборов, знать стала наряжаться в европейские костюмы. Но широкие массы кокошников не оставили. Кокошник не просто укрепился, но и распространился с северных и центральных регионов в южные направления.
Сегодня мы можем видеть настоящие старинные кокошники во многих музеях нашей страны. Если собрать воедино все виды кокошников, то мы увидим, как не похожи друг на друга головные уборы разных регионов. Каждая местность наложила отпечаток своих особенностей на оформление женского головного убора. На конструктив и оформление кокошника влияли погодные условия, доступные материалы, представление местных жителей о красоте.
Нам известно, что только самые бедные крестьяне самостоятельно шили себе головные уборы. За изготовлением кокошника обычно обращались к специально обученным мастерицам, т.к. эта работа требовала навыков и опыта. Готовые кокошники можно было приобрести на ярмарках.
Свадебный кокошник часто был первым в жизни женщины. Он был особенно нарядным и дорогим. После свадьбы он больше не надевался, а бережно хранился хозяйкой дома. В дальнейшей жизни женщина носила более простой кокошник, но также выполняющий свои традиционные функции: под кокошником были убраны волосы замужней женщины. Даже в преклонном возрасте дамы убирали волосы под кокошник, чему свидетельствуют многие живописные портреты прошлых веков.
Типы кокошников были разными. Иногда в одной губернии уживались два или три различных вида кокошников. Прекрасной иллюстрацией тому является полотно художника Михаила Шибанова «Празднество свадебного договора». Автор картины отметил на оборотной стороне картины, что изобразил крестьянских женщин одного села Суздальской губернии. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.
Благодаря сохранившимся письменным документам мы знаем, что разные регионы славились своими традиционными костюмами, а также кокошниками. Известными мастерицами кокошников были монахини монастыря в Осташково. Ранее он назывался Пелагеиной пустынью, а позже Знаменским монастырем.
Кокошники из Торжка были нарасхват во все времена. Причиной тому стал традиционный местный златошвейный промысел. Золотошвеи обучались в каждой семье. В Торжок за вышитым текстилем съезжались модники и модницы со всех регионов. Мастерицы Торжка были особенно изобретательны в украшениях кокошников.
Они использовали в работе тончайшие золотые и серебряные нити, которые толщиной своей не превышали волос. Золотые и серебряные нити сплетали с шелковыми или льняными, навивая одну на другую. В вышивке использовались различные приемы, которые каждая мастерица изобретала сама, чем становилась более узнаваемой и востребованной.
После запретов на традиционные русские головные уборы, а также после прихода к власти императрицы Екатерины Второй, кокошник обрел новую жизнь уже повсеместно. Придворные дамы украшали себя дорогими кокошниками. Сама императрица, отдавая дань русской традиции, украшала голову традиционным кокошником, украшенным необыкновенно богато золотом и жемчугом.
Следующим витком популярности русского кокошника стало празднование победы в войне над Наполеоном. Любовь к русской традиционной одежде возродилась и укрепилась с новой энергией. И придворные дамы, и мещанки, и крестьянки нарядились в классические русские костюмы, включая излюбленный кокошник.
Император Николай Первый ввел своим указом обязательную форму придворного женского окружения: платье-сарафан и кокошник.
Художники прошлых столетий оставили для нас бесценное живописное наследие, которое в полной мере дает представление о нарядах простого народа и высших сословий. Сохранились и редкие фотографии, на которых можно увидеть настоящие традиционные костюмы.
Прекрасной и достоверной иллюстрацией этого факта является фотография участников знаменитого бала дома Романовых. Праздник, приуроченный к 290-летию династии стал большим и ярким событием. Все гости бала облачены в традиционные одежды 17-го века, сшитые лучшими придворными портными, а также сотрудниками Императорских театров.
В создании костюмов приняли участие знаменитые художники, ювелиры, модельеры. Евгений Карлович Фаберже был одним из основных консультантов знаменитого бала. На бесценной сохранившейся фотографии участников мероприятия мы видим богато и со вкусом одетых женщин и мужчин самых знатных сословий. Разнообразие и красота женских головных уборов просто кружит голову. Костюмы можно созерцать часами, настолько они искусно исполнены.
Не многие знают, что через 10 лет после этого громкого праздника, на свет появилась особенная колода карт. Изображения на картах были срисованы с той самой фотографии, о которой мы писали выше.
Спустя годы случился новый виток популярности русского кокошника. В Европе прогремели знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Зарубежная публика была в восторге от великой балерины Анны Павловой, которая танцевала на сцене, меняя образы и кокошники. Кокошник стал блистать на модных показах, а также на киноэкранах.
К счастью кокошник не был забыт окончательно. Советский период времени почти вычеркнул кокошник из обихода. Но в наши дни традиционный головной убор русской женщины снова в центре внимания. Современные кокошники отличаются многообразием в своем исполнении. Их носят и кинодивы, и студентки. Сегодня кокошником не убирают волосы замужние женщины. Этот древний головной убор стал дополнительным украшением любой прически.