Принятие христианства на Руси – событие великой исторической важности. Русь приняла христианство как государственную религию в конце Х столетия князем Владимиром, тем самым приобщилась к величайшей мировой религии. В письменных упоминаниях о крещении Руси великое событие относят к 988 году.
Согласно летописным хронологиям князь Владимир Святославович принял целенаправленное решение о смене веры. Это стремление было обусловлено разными внутриполитическими и внешнеполитическими факторами, а также и личным религиозным мировоззрением самого Владимира.
Князь вел долгие переговоры и обсуждения с разными конфессиями. Ко двору киевского князя Владимира приходили посольства мусульман, иудеев, католиков и православных. Об этом в летописи сохранилось упоминание «испытание вер» князем Владимиром.
Позже киевский князь отправил своих послов к волжским болгарам, грекам и немцам, чтобы узнать об их религии больше. После возвращения послов, князь Владимир собрал совет с болгарами и старцами, вынес решение принять христианство византийского обряда. После 988 года, как указано в Повести временных лет, был совершен поход Руси на город Корсунь – центр византийских владений в Крыму.
Там, после переговоров, князь Владимир Святославович заключил договор с греками, который предусматривал крещение Владимира по их греческому обряду и бракосочетание с царевной Анной, сестрой византийского императора Василия.
В летописных хрониках особым вниманием выделяется крещение двенадцати сыновей князя киевского. В тоже время происходило крещение всей дружины князя. Затем, последовала организация государственной властью крещения жителей в первую очередь городов Киева и Новгорода.
До 997 года на территории Киевской Руси была сооружена митрополия Константинопольского патриархата, с центром в городе Киеве. Вместе с митрополией в ней было открыто три епархии: в Белгороде Киевском, в Новгороде и в Полоцке.
По условиям церковной традиции первым Киевским митрополитом положено считать святителя Михаила, но по данным из других письменных упоминаний можно подразумевать, что первым митрополитом на Руси был Феофилакт из Севастийской митрополии.
Возведение храмов в Древнерусском государстве стремительно развивалось с 990 годов. Будущий митрополит Илларион написал панегирик с названием «Память и похвала князю Владимиру», в котором указывалось, что при князе Владимире были построены и первые монастыри. 996 году закончилось возведение православного Десятинного храма в Киеве.
На потребности в материальном обеспечении церковной организации отчислялась десятая часть от княжеских доходов – десятина собрана при Десятинной церкви. Основным заданием государства для древнерусских храмов являлось предоставить богослужебные книги и русских священнослужителей.
В XI веке крещение на Руси продолжилось, ведь оно происходило не одновременно и не одинаково спокойно. Епархиальная структура стала раздельной, количество епархий дошло до двенадцати. В церковной организации рассматривались преступления, связанные с семейными отношениями и правонарушения в области религии и нравственности.
Крещение Руси принесло весомые политические последствия. Усилился престиж Руси между государствами, расширились связи со странами Запада и южнославянским миром, улучшились и укрепились уже налаженные связи с Византией.
Принятие христианства превратило церковь в сильнейшую опору власти, подтолкнуло к единству всего государства. Благодаря Крещению Руси быстро укрепились государственные институты. На каждом княжеском застолье почетное место было отведено духовенству.
Христианство принесло с собой письменность и книжное дело. Развивалась архитектура и живопись. Нравственные законы, отныне, определяли жизненный уклад: жестокие языческие обычаи ушли в прошлое, также, как и многоженство.
Крещение Руси повлияло на все сферы деятельности и социального строя: значительно возрос культурный уровень населения, система народного образования обрела реальные очертания, появились устойчивые модели этнического самосознания русского народа.
Согласно Повести временных лет, во время крещения народа, князь произнес молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»