23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Мария Максакова: голос эпохи

26 марта 1902 года в Астрахани родилась будущая звезда оперной сцены Мария  Максакова. Девочка обладала запоминающимся глубоким голосом. В родном городе  Мария поступила в музыкальное училище, где и произошла судьбоносная встреча с великолепным педагогом, а в последствие и мужем Максимилианом Максаковым. 

По  происхождению австриец Макс Шварц прикладывал немалые усилия для развития  культурного уровня провинции и популяризации оперного искусства в России. Максаков  обладал редкой красоты баритоном, выступал на лучших российских сценах, был  оперным режиссером, антрепренером, возглавлял оперные предприятия в  Екатеринославле, Вильно, Симбирске, Воронеже. 

Мария Максакова

По его приглашению в постановках  принимали участие Пирогов, Собинов, Шаляпин и другие настоящие бриллианты оперной  сцены. Максаков искал и тщательно отбирал молодые дарования. Именно таким новым  открытием стала для Максакова – молодая студентка. 

Мария дебютировала в 1919 году в  партии Ольги из «Евгения Онегина» на астраханской сцене. Именно на этой сцене  сложился партнерский союз двух исполнителей. Четыре года Максимилиан и Мария  выступают вместе. Удачно сложился и семейный дуэт. Максаков наставляет свою супругу,  помогает ей искать собственный стиль, свой почерк. Добротная подготовка позволила  Максаковой поступить на службу в Большой театр в 1923 году.  

На главной российской сцене Максакова дебютировала в партии Амнерис в «Аиде». Эта  новость облетела консерваторию и многие, особо любознательные студенты, явились на  дебют. Расположившись на галёрке в ожидании, студенты замерли и уже приготовились выискивать любой, самый малейший повод для критики. 

Мария Максакова

Про Марию было известно лишь  то, что она начинающая певица, ученица и супруга Максакова. Партию Амнерис обычно  отдавали опытным фактурным дамам, и критики никак не ожидали увидеть на сцене худенькую юную Марию. 

Среди свидетелей дебюта Максаковой был и Лемешев. По его  воспоминаниям, Мария была больше похожа на балерину. Но когда девушка запела, всем  пришлось безоговорочно признать в дебютантке настоящую величину. Публика была в  восторге. Это был настоящий успех.  

Следующие тридцать лет Мария Максакова являлась ведущей меццо-сопрано Большого  театра. Судьба Марии в театре сложилась счастливо: ей отдавали все ведущие партии:  Марина Мнишек, Любаша в «Царской невесте», Весна в «Снегурочке», Марфа в  «Хованщине», Ортруда в «Лоэнгрине». Партии в операх Мусоргского стали настоящими  исполнительскими шедеврами и принесли Максаковой две Сталинские премии.  

Помимо классического репертуара в арсенале Максаковой были блестяще исполненные  произведение современных композиторов. Мария участвовала в концертах  Государственного ансамбля оперы под управлением Ивана Козловского. 

Мария Максакова

Максакова стала одной из первых советских певиц, выезжающих на зарубежные гастроли.  С огромным успехом и резонансом прошли выступления Максаковой в Турции и Варшаве.  

После завершения работы в Большом театре Максакова занялась преподавательской  деятельностью и много концертировала. Не жалела Мария ни сил, ни времени на  устройство консерватории в ее родной Астрахани. Певица помогала молодым талантам,  многие из которых стали всемирно известными. 

Скончалась Мария Максакова в 1974 году. Ее память увековечена в названиях скверов и улиц Астрахани. Имя Максаковой носит музыкальный фестиваль и лучший концертный  зал Астраханской филармонии.