23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Модест Мусоргский: Наследник династии Рюриковичей

Модест Петрович происходит от старинного дворянского рода Мусоргских, который берёт своё начало в смоленской ветви царского рода Рюриковичей.

Несмотря на именитость и состояние Модест всё детство проводит с крепостными детьми на улице.

Примесь крепостной крови по бабушке даёт о себе знать и найдёт отражение в творчестве на протяжении всей жизни автора.

IMG_0240.JPG

Первым опубликованным произведением стала полька «Подпрапорщик».

Её Мусоргский написал, когда ему было всего 13 лет.

Далее Модест Петрович идёт по военному пути и в 1856 году становится офицером Преображенского полка.

На службе он знакомится с Даргомыжским.

Военное дело не долго занимает Модеста, через некоторое время он осваивает несколько языков и в целом изучает больше музыку.

Тогда он знакомится с Балакиревым и примыкает к «Могучей кучке».

В этом союзе музыкальных авторов Мусоргский видел огромный потенциал и чуть ли не смысл своего творчества.

В 1858 году Мусоргский пишет скерцо и уже в 1860 году на концерте Русского музыкального общества оно было исполнено.

Забегая вперёд, отметим, что за свою жизнь Модест написал огромное количество великолепных романсов и оркестровых произведений, но метод работы, а именно скрупулёзное продумывание без записи и рождение готового сочинения на белый лист, затруднял процесс создания крупных произведений.

Над большой формой Мусоргский работает уже с 1861.

Сюжетом для первой оперы он взял трагедию Софокла «Эдип», но не окончил её.

Затем он пробовал роман Флобера «Саламбо» и Гоголя «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба», но и по этим произведениям он не смог закончить свою «народно музыкальную драму».

в 1870 году Мусоргский представляет в дирекцию оперу «Борис Годунов» по трагедии Пушкина.

Через год комитет забраковывает оперу, и Мусоргский возвращается в дирекцию со вторым вариантом оперы на тот же сюжет.

IMG_0241.JPG

В это же время Модесту приходит идея драмы не героя, а русского народа в целом.

Он берётся за написание Хованщины, с трудом, окончив которую ни разу не поставят при жизни.

В 1874 году опера «Борис Годунов» ставится в Мариинском театре.

Опера вызывает восторг публики, у критиков холодное и сдержанное недовольство.

За 8 лет «Борис Годунов» был поставлен всего 15 раз.

Мало кто из коллег поддерживает стремления Мусоргского в сторону русской национальной идеи, здесь начинается последний и тяжёлый этап в жизни композитора.

Постепенно «могучая кучка» разваливается и это становится потрясением для Модеста.

Мусоргский серьёзно запил.

Сочинительство усложнялось нервной болезнью.

Начались депрессии.

Он лишился единственного источника доходов, перебиваясь работой, которую подкидывали ему друзья.

Случился приступ белой горячки.

Его выходили родственники.

Затем Мусоргского за долги выставили за порог квартиры, в этот же день с ним случается сердечный приступ.

Последние дни своей жизни он проводит в Николаевском военном госпитале.

Туда приходит Репин и создаёт единственный запечатлённый во время жизни портрет композитора.

Спустя 9 дней после завершения картины Модест Порфирьевич Мусоргский скончался.

IMG_0242.JPG

О достоянии Мусоргского в мировой культуре говорить не приходиться.

«Борис Годунов» ставится в мире чаще «Вертра» Массне, «Манон Леско» Пуччини или любой оперы «Колец нибелунга» Вагнера.

Его смелое и новаторское отношение к музыке имело знаменитых последователей как в России (Д. Д. Шостакович) так и за рубежом К. Дебюсси и М. Равель.

_____

Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен

Другие статьи
В раздел