Землю русскую наши предки любили и воспевали, но где именно находилась та самая русская земля сказать сложно. Веке эдак в тринадцатом, например, те земли, что мы считаем исконно русскими, таковыми вовсе не являлись.
Раньше «патриотизма» в современном смысле этого слова не существовало. Однако было очень сильно чувство любви к малой родине – своей вотчине, как ее называли в далёкие времена татаро-монгольского ига.
Дословно под этим понималось наследие отцов, то есть много веков насиженные земли. Лишь с четырнадцатого века границы начинают расширяться, важную роль в этом процессе сыграло возвышение московского княжества.
Потом патриотизм приравнивался к преданности правителю. Ведь само понятие государства появляется не раньше шестнадцатого века, а ещё в пятнадцатом под «государством» имелась в виду личная власть. Отделение правителя от территории произошло во времена Смуты, когда люди стали готовы сражаться за родную землю не зависимо от того будет ли управлять ею царь-батюшка.
Ну а почетным званием первого патриота можно наградить Петра I. Впервые этот термин встречается в трактате «Рассуждение о причинах Свейской войны», написанный в 1716 году соратником Петра I – Петром Шафировым. Правда в этом трактате понятие «патриот» ещё сохраняет своё первоначальное греческое значение, которое переводится как «земляк».
У Шафирова синонимичны понятия «истинный патриот» и «сын отечества». Интересно, что царя Шафиров называет не иначе как «отцом отечества». На самом деле, до заимствования иностранного понятия в русском языке были похожие синонимы, например, «отечестволюбиц» и «доброхот», но со временем они были вытеснены из речи.
Ну а термин «патриотизм» образуется ещё позже – лишь к концу восемнадцатого века. Зато им сразу начинают апеллировать писатели, поэты и мыслители, в частности очень много об этом говорит Радищев, приходя к выводу, что каждый, кто рождён в стране, может считаться патриотом.