Если уж начинать по принципу «с места в карьер», то сразу же выставлю рамки. Конечно же, главным образом фамилия Мамонтовых связана с предпринимательством, а именно — со строительством железных дорог, во многих статьях о Савве Ивановиче меценатство упоминается вскользь, что вполне объяснимо — сложно охватить все виды деятельности этого человека в одной статье и не загнать читателя в ловушку. Я же предлагаю предостеречься, забыть на короткое время о железных дорогах и обратиться к простому и одновременно очень сложному вопросу — кто же такой Савва Иванович-меценат?
Итак, Савва Иванович Мамонтов родился за двадцать лет до отмены крепостного права, в 1841 году, в Ялуторовске Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Мамонтовы происходили из старинной купеческой династии. В начале 1850-х годов Савва Иванович лишился матери, и семья Мамонтовых переехала в Москву.
Мамонтов рос разносторонне одаренным и увлеченным ребенком, что, к сожалению, вовсе не способствовало его образованию, поскольку интерес к определенным предметам препятствовал изучению других, а сама учеба становилась для юноши скучным и монотонным: «В гимназии был, нового ничего нет, уже она мне так надоела, что и не говорил бы об ней, все так однообразно, что если бы я лишился теперь зрения и слуха, я бы точно так же бы исполнял все правила гимназические». Савва Иванович учился в московской гимназии, Институте Корпуса горных инженеров, Императорском Санкт-Петербургском университете и Московском университете, который так и не окончил.
Важно сказать, что Мамонтов еще в юношеском возрасте живо интересовался искусством. В возрасте семнадцати лет он всерьез увлекся театром, о чем свидетельствуют записи в его дневнике: «… Вечером был в театре: „Чужое добро впрок не идет“ и „Голь на выдумки хитра“. Я эту комедию видел в первый раз, и она на меня произвела сильное впечатление; но как Васильев хорош в роли сына, это просто чудо. Я не предполагал в нем такого драматического таланта, чисто драматического, какая у него превосходная мимика, выражение лица. Колесова была довольно мила, и Шуйский был хорош».
Молодой человек посещал различные постановки и учился их оценивать, писал короткие отзывы. А во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке под руководством драматурга А. Н. Островского. В 1864 году Савва Иванович впервые посетил Италию, где брал уроки пения. Там же он встретил свою будущую жену, Елизавету Григорьевну Сапожникову. Свадьба состоялась через год, в 1865 году. Елизавета Григорьевна разделяла интерес мужа к искусству, что, конечно же, не могло не послужить благоприятной почвой для совместной меценатской деятельности. Позже, в 1870 году, супруги приобрели у дочери Сергея Тимофеевича Аксакова усадьбу в Абрамцеве, которая вскоре стала известна, как центр художественной жизни России.
Итак, 1870-е гг. — крепостное право уже отменено, жизнь стала проще и свободнее. Для того чтобы несколько улучшить положение местных крестьян, с подачи Елизаветы Григорьевны в Абрамцеве были построены первые в округе больница и школа, а при школе организована столярная мастерская. Эти строения получили название «Культурный поселок». Строения, к сожалению, до нас не дошли.
Как известно, понятие «меценат» связано с покровительством, покровительством науке и искусству. Мамонтов в первую очередь был ценителем искусства. Искусство, в свою очередь, одинаково нуждается, как в ценителе, так и в творце. Мысль стать меценатом возникла у Мамонтова в 1872 году, во время очередной поездки в Рим, где Савва Иванович познакомился с людьми, близкими ему по духу, художником Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским и Адрианом Праховым, историком искусства.
Это знакомство положило начало творческому содружеству, объединению русской интеллигенции под покровительством Мамонтова, которое получило название «Мамонтовский кружок». В последующие годы к кружку присоединились художники Валентин Серов, Илья Репин, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, два Михаила – Нестеров и Врубель. Савва Иванович Мамонтов был для них покровителем, а не идейным вдохновителем. С конца 1870-х годов усадьба Абрамцево стала своеобразным пристанищем для участников кружка, там они останавливались, подолгу жили и творили.
Чем же Абрамцево привлекало русских художников? Во-первых, это, конечно же, гостеприимность и радушие хозяев. Мамонтов, которого называли Саввой Великолепным и Московским Медичи, был настоящим ценителем искусства и заражал окружающих своим энтузиазмом, Елизавета Григорьевна имела художественный вкус и желание сделать искусство более доступным. Во-вторых, это — живописная, вдохновляющая природа: река Воря, непроходимые леса, озера, постройки в псевдорусском старинном стиле.
Одним из художников, который почти сразу близко сошелся со всем семейством Мамонтовых, был Виктор Васнецов. Абрамцево помогло раскрыть его талант, как живописца-сказочника. В окрестностях имения он сделал эскизы для картины «Баян», создал этюды для «Ивана-царевича на сером волке». В Абрамцеве Васнецов начал писать знаменую картину «Богатыри», прототипами богатырских коней стали лошади из имения, а в лице богатыря Алеши Поповича можно найти общие черты с сыном Мамонтова, Андреем.
Кстати говоря, прототипы тех же самых коней мы можем увидеть на шарже И.Е. Репина, а в фигуре, расположенной по центру, узнать хозяина усадьбы — Савву Ивановича Мамонтовский кружок в Абрамцеве вдохновил художников на создание таких полотен, как «Проводы новобранца», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» Ильи Репина, «Девочка с персиками» Валентина Серова и многие другие произведения. На сегодняшний день все эти картины являются одними из самых известных, а их стоимость оценивается в несколько миллиардов долларов.
В 1880-х гг. на территории имения по проекту Виктора Васнецова и Василия Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного и беседка (тоже васнецовская), которая получила название «Избушка на курьих ножках». Поводом для строительства храма послужил случай — в Великую субботу 1880 года разлилась река Воря, и крестьяне на другом берегу не смогли попасть в церковь. Было несколько проектов строительства, но остановились на васнецовском — он имел более необычный и сказочный вид. Сейчас эти строения принято считать первыми произведениями русского модерна.
В то же время по инициативе супруги Саввы Ивановича в 1880-90-х гг. была собрана одна из первых коллекций произведений русского народного искусства. На основе работ из этой коллекции под руководством Елены Дмитриевны Поленовой, сестры знаменитого художника, а впоследствии — Марии Федоровны Якунчиковой и Натальи Яковлевны Давыдовой были созданы изделия абрамцевской мастерской. В 1890 году в Абрамцеве была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал Михаил Врубель. Впоследствии деятельность абрамцевских мастерских дала толчок к возрождению интереса к старинным ремеслам и их развитию в России.
В имении нередко ставились любительские спектакли. Савва Иванович чаще всего принимал в них участие в качестве режиссера, но иногда — и в качестве драматурга. Постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» поспособствовала созданию в 1890-х годах Московской частной русской оперы. Сказочные декорации для «Снегурочки», кстати говоря, создавал Васнецов, который также играл в постановке Деда Мороза. Мамонтовский кружок просуществовал вплоть до 1893 года, в начале 1890-х гг. Савва Иванович потерпел серьезную финансовую неудачу, которая привела к его полнейшему разорению. Мамонтов скончался в 1918 году, в своем имении Абрамцево.
Без Абрамцево Мамонтова-мецената представить невозможно. Мамонтовский кружок не имел ни четких правил, ни четкой цели. Усадьба и ее окрестности, казалось бы, просто направляли художников, вдохновляли их и заставляли творить. В сложные для страны времена, Абрамцево было отдельным миром, полным энтузиазма и идей. Сегодня Абрамцево — это музей-заповедник. Большинство построек сохранились в первоначальном виде, сохранив атмосферу гармонии и творческого подъема.
Анна Парышева.
Итак, Савва Иванович Мамонтов родился за двадцать лет до отмены крепостного права, в 1841 году, в Ялуторовске Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Мамонтовы происходили из старинной купеческой династии. В начале 1850-х годов Савва Иванович лишился матери, и семья Мамонтовых переехала в Москву.
Мамонтов рос разносторонне одаренным и увлеченным ребенком, что, к сожалению, вовсе не способствовало его образованию, поскольку интерес к определенным предметам препятствовал изучению других, а сама учеба становилась для юноши скучным и монотонным: «В гимназии был, нового ничего нет, уже она мне так надоела, что и не говорил бы об ней, все так однообразно, что если бы я лишился теперь зрения и слуха, я бы точно так же бы исполнял все правила гимназические». Савва Иванович учился в московской гимназии, Институте Корпуса горных инженеров, Императорском Санкт-Петербургском университете и Московском университете, который так и не окончил.
Важно сказать, что Мамонтов еще в юношеском возрасте живо интересовался искусством. В возрасте семнадцати лет он всерьез увлекся театром, о чем свидетельствуют записи в его дневнике: «… Вечером был в театре: „Чужое добро впрок не идет“ и „Голь на выдумки хитра“. Я эту комедию видел в первый раз, и она на меня произвела сильное впечатление; но как Васильев хорош в роли сына, это просто чудо. Я не предполагал в нем такого драматического таланта, чисто драматического, какая у него превосходная мимика, выражение лица. Колесова была довольно мила, и Шуйский был хорош».
Молодой человек посещал различные постановки и учился их оценивать, писал короткие отзывы. А во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке под руководством драматурга А. Н. Островского. В 1864 году Савва Иванович впервые посетил Италию, где брал уроки пения. Там же он встретил свою будущую жену, Елизавету Григорьевну Сапожникову. Свадьба состоялась через год, в 1865 году. Елизавета Григорьевна разделяла интерес мужа к искусству, что, конечно же, не могло не послужить благоприятной почвой для совместной меценатской деятельности. Позже, в 1870 году, супруги приобрели у дочери Сергея Тимофеевича Аксакова усадьбу в Абрамцеве, которая вскоре стала известна, как центр художественной жизни России.
Итак, 1870-е гг. — крепостное право уже отменено, жизнь стала проще и свободнее. Для того чтобы несколько улучшить положение местных крестьян, с подачи Елизаветы Григорьевны в Абрамцеве были построены первые в округе больница и школа, а при школе организована столярная мастерская. Эти строения получили название «Культурный поселок». Строения, к сожалению, до нас не дошли.
Как известно, понятие «меценат» связано с покровительством, покровительством науке и искусству. Мамонтов в первую очередь был ценителем искусства. Искусство, в свою очередь, одинаково нуждается, как в ценителе, так и в творце. Мысль стать меценатом возникла у Мамонтова в 1872 году, во время очередной поездки в Рим, где Савва Иванович познакомился с людьми, близкими ему по духу, художником Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским и Адрианом Праховым, историком искусства.
Это знакомство положило начало творческому содружеству, объединению русской интеллигенции под покровительством Мамонтова, которое получило название «Мамонтовский кружок». В последующие годы к кружку присоединились художники Валентин Серов, Илья Репин, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, два Михаила – Нестеров и Врубель. Савва Иванович Мамонтов был для них покровителем, а не идейным вдохновителем. С конца 1870-х годов усадьба Абрамцево стала своеобразным пристанищем для участников кружка, там они останавливались, подолгу жили и творили.
Чем же Абрамцево привлекало русских художников? Во-первых, это, конечно же, гостеприимность и радушие хозяев. Мамонтов, которого называли Саввой Великолепным и Московским Медичи, был настоящим ценителем искусства и заражал окружающих своим энтузиазмом, Елизавета Григорьевна имела художественный вкус и желание сделать искусство более доступным. Во-вторых, это — живописная, вдохновляющая природа: река Воря, непроходимые леса, озера, постройки в псевдорусском старинном стиле.
Одним из художников, который почти сразу близко сошелся со всем семейством Мамонтовых, был Виктор Васнецов. Абрамцево помогло раскрыть его талант, как живописца-сказочника. В окрестностях имения он сделал эскизы для картины «Баян», создал этюды для «Ивана-царевича на сером волке». В Абрамцеве Васнецов начал писать знаменую картину «Богатыри», прототипами богатырских коней стали лошади из имения, а в лице богатыря Алеши Поповича можно найти общие черты с сыном Мамонтова, Андреем.
Кстати говоря, прототипы тех же самых коней мы можем увидеть на шарже И.Е. Репина, а в фигуре, расположенной по центру, узнать хозяина усадьбы — Савву Ивановича Мамонтовский кружок в Абрамцеве вдохновил художников на создание таких полотен, как «Проводы новобранца», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» Ильи Репина, «Девочка с персиками» Валентина Серова и многие другие произведения. На сегодняшний день все эти картины являются одними из самых известных, а их стоимость оценивается в несколько миллиардов долларов.
В 1880-х гг. на территории имения по проекту Виктора Васнецова и Василия Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного и беседка (тоже васнецовская), которая получила название «Избушка на курьих ножках». Поводом для строительства храма послужил случай — в Великую субботу 1880 года разлилась река Воря, и крестьяне на другом берегу не смогли попасть в церковь. Было несколько проектов строительства, но остановились на васнецовском — он имел более необычный и сказочный вид. Сейчас эти строения принято считать первыми произведениями русского модерна.
В то же время по инициативе супруги Саввы Ивановича в 1880-90-х гг. была собрана одна из первых коллекций произведений русского народного искусства. На основе работ из этой коллекции под руководством Елены Дмитриевны Поленовой, сестры знаменитого художника, а впоследствии — Марии Федоровны Якунчиковой и Натальи Яковлевны Давыдовой были созданы изделия абрамцевской мастерской. В 1890 году в Абрамцеве была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал Михаил Врубель. Впоследствии деятельность абрамцевских мастерских дала толчок к возрождению интереса к старинным ремеслам и их развитию в России.
В имении нередко ставились любительские спектакли. Савва Иванович чаще всего принимал в них участие в качестве режиссера, но иногда — и в качестве драматурга. Постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» поспособствовала созданию в 1890-х годах Московской частной русской оперы. Сказочные декорации для «Снегурочки», кстати говоря, создавал Васнецов, который также играл в постановке Деда Мороза. Мамонтовский кружок просуществовал вплоть до 1893 года, в начале 1890-х гг. Савва Иванович потерпел серьезную финансовую неудачу, которая привела к его полнейшему разорению. Мамонтов скончался в 1918 году, в своем имении Абрамцево.
Без Абрамцево Мамонтова-мецената представить невозможно. Мамонтовский кружок не имел ни четких правил, ни четкой цели. Усадьба и ее окрестности, казалось бы, просто направляли художников, вдохновляли их и заставляли творить. В сложные для страны времена, Абрамцево было отдельным миром, полным энтузиазма и идей. Сегодня Абрамцево — это музей-заповедник. Большинство построек сохранились в первоначальном виде, сохранив атмосферу гармонии и творческого подъема.
Анна Парышева.