Сергей Строганов: «Есть блага выше науки, их надобно сберечь...»
22 января 2018
Сергей Григорьевич Строганов родился в 1794 году, в Санкт-Петербурге. Он был старшим сыном барона Григория Александровича и княжны Анны Сергеевны, из рода Трубецких. Строгановы происходили из древнего рода русских купцов и промышленников, и мальчик стал достойным продолжателем этой династии.
Сергей Григорьевич получил домашнее образование, затем поступил в только что открывшийся Институт корпуса инженеров путей сообщения, и после его окончания был принят на военную службу. Когда началась Отечественная война, Строганов был восемнадцатилетним подпоручиком, вступил в действующую армию и прошел всю войну в качестве пехотного офицера.
Во время похода во Францию молодой Строганов начал активно интересоваться искусством Западной Европы, а во время длительного пребывания в Париже познакомился с известными художественными произведениями разных стран, привезенными Наполеоном во Францию в качестве трофеев. В 1815 году Строганов женился на своей двоюродной племяннице Наталье Павловне и унаследовал графский титул. У них было семеро детей.
Итак, «Строгановка». В 1825 году Сергей Григорьевич на собственные средства основал «Школу рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Создание школы пришлось на период прогресса в социально-экономическом развитии страны. «Цель данного заведения состоит в том, — писал Строганов, — чтобы молодым людям, посвящающим себя разного рода ремёслам и мастерствам, доставить случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство».
Первоначально школа была рассчитана на 360 человек, она была бесплатной. Туда брали даже детей разночинцев и крепостных. Для того чтобы поступить в школу, ученик должен был иметь способность к рисованию, а не принадлежность к какому-либо сословию. Так Строганов дал возможность одаренным детям из бедных семей начать свой творческий путь.
Изначально были открыты три специальности: рисование фигур и животных; черчение, геометрия, рисование машин; рисование цветов и украшений, позднее появился класс технического набивного рисунка, а затем — класс лепки из глины украшений и фигур.
В 1843 году Строганов передал школу в собственность государства, она приобрела статус государственного учебного заведения и получила новое название — Вторая рисовальная школа. К слову сказать, первой была школа при Императорском обществе поощрения художеств. Позже обе школы объединили, дав им новое имя – Строгановское училище технического рисования.
В 1860-х годах педагоги и ученики училища изучали художественное наследие Древней Руси. Они делали слепки белокаменного декора храмов Владимиро-Суздальских земель, барельефов ворот Софии Новгородской, копировали древнейшие рукописи. Ну, а сейчас мы снова вернемся в далекий 1826 год, когда Строганов был назначен членом Комитета устройства учебных заведений. Во второй половине 1820-х гг. он серьезно занимался вопросами просвещения. Председателем комитета был министр народного просвещения Александр Шишков. Вместе с Шишковым и Сперанским Строганов образовал славянский триумвират.
С подачи Строганова были произведены существенные изменения, среди которых организация в каждом губернском городе советов «для усовершенствования училищной части». Позже, в 1835 году, Строганов был назначен попечителем Московского учебного округа. Он искал молодых профессоров на кафедры Императорского Московского университета. Каждую кандидатуру он утверждал вместе с министром народного просвещения Сергеем Уваровым, с которым, кстати говоря, имел весьма непростые отношения и часто не соглашался с его взглядами.
Дело было в том, что в министерстве не было единого представления, как должно развиваться просвещение в России. Строганов и Уваров понимали, что многие кафедры нуждаются в реорганизации, и для этого требовалось подготовить благоприятную почву. «Время его попечительства было как бы лучом света среди долгой ночи, – вспоминал о Строганове профессор правовед и историк Борис Чичерин. – С Уваровым он был не в ладах, потому что не уважал его характера. При нем университет весь обновился свежими силами. Все старое, запоздалое, рутинное устранялось».
При Строганове была создана кафедра российской истории. Её заведующим был назначен Михаил Погодин. По инициативе Строганова кафедра славяно-русской словесности была преобразована в кафедру истории и литературы славянских наречий, ее позже возглавил филолог Осип Бодянский. На юридическом факультете отменили преподавание естественного права и начали ориентироваться на методики новейшей юридической школы.
В Московском Университете появились новые преподаватели, среди которых были такие выдающиеся ученые, как Тимофей Грановский, Петр Кудрявцев, Сергей Соловьёв и другие. В 1840-е гг. Строганов помог вернуть традицию «муравьёвской эпохи» — публичное чтение лекций. Это помогало горожанам получать новые знания.
Долгое время Сергей Григорьевич был председателем Общества истории и древностей российских при Московском университете. Благодаря его усилиям общество получило титул Императорского. В 1859 году Строганов организовал Археологическую комиссию и финансировал ежегодные экспедиции на Юг России. Там были найдены курганы скифов и греков, керченские клады и знаменитое «скифское золото». Бесценные керченские сокровища теперь находятся в Эрмитаже.
Строганов подал в отставку в 1847 году. Причиной тому послужили обострившиеся разногласия с министром Уваровым. «Когда он вышел в отставку, — писал Чичерин, — ему поднесен был альбом по общей подписке между студентами; мы все вписали в него свои имена. И во все последующие годы <...> все собранные на обед старые студенты всегда считали своей первой обязанностью послать телеграмму графу Сергею Григорьевичу Строганову в знак сохранившейся в их сердцах признательности за вечно памятное его управление».
После отставки Строганов был приглашен ко двору для воспитания цесаревича Николая, сына Александра II. А в 1870 году он возглавил Комиссию по реформе средней школы, выступал сторонником действующего в то время министра народного просвещения Дмитрия Толстого, поддерживал его реформу о разделении школ на реальные училища и классические гимназии.
Сергей Григорьевич скончался в 1882 году, в Санкт-Петербурге. Он прослыл в воспоминаниях современников как противоречивая личность, многие отмечали его черствость, скупость на слова и эгоизм, но наряду с подобными отзывами о нем есть упоминание и в одном из «Дневников» Герцена, где он пишет о Строганове, как об «одном из самых лучших магнатов, исполненным личного благородства».
Современники отмечали и его глубокую преданность делу всей жизни: «...главная его страсть, к чему у него была прирожденная струнка, была педагогика». За несколько лет до смерти Строганов ходил с костылем, потому что сломал ногу.
«Управляя Московским учебным округом, он постоянно посещал гимназии и университет, внимательно слушал самые разнородные уроки и лекции, и при том всегда без малейшего церемониала. Никто его не встречал и не провожал, и мы часто видели, как он среди толпы студентов, никем не сопровождаемый, направлялся в аудиторию, опираясь на свою палку и слегка прихрамывая на свою сломанную ногу. В аудитории он садился рядом со студентами на боковую скамейку и после лекции разговаривал о прочтенном с профессором».
Анна Парышева
Другие статьи
В раздел