23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Василий Перов: Кисть - как меч в борьбе за справедливость

Его творчество оставило глубокий след в истории русского искусства.

Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета развивались современниками и последователями художника, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей и руководителей которого был он сам.

Василий Григорьевич Перов родился 2 января 1834 года в Тобольске.

Василий Григорьевич Перов

Он был добрачным ребенком барона фон Кридинера, поэтому получил фамилию своего крестного отца – Васильев.

Перовым он стал позже, поменяв фамилию на прозвище, данное в детстве за успехи в чистописании.

Он учился в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, в который поступил когда ему было 18.

Демократическая атмосфера этого учебного заведения сформировала художественные взгляды и общественную позицию молодого живописца.

Сатирический взгляд художника прослеживается в его ранних произведениях «Сельский крестный ход на пасхе» и «Чаепитие в Мытищах».

Горячее сочувствие «униженным и оскорбленным», протест против уродства современной жизни определили замысел таких картин, как «Последний кабак у заставы».

Среди ярких примеров творчества Перова – «Тройка».

картина Перова Тройка

Жизнь детей, крестьянских и городских, уделом которых были голод, холод, нищета и непосильный труд, интересовала Перова на протяжении всего творчества.

Эта картина – одна из самых известных работ, посвященных детской теме.

Главное внимание художника обращено на изображение детей, их образы написаны любовно и бережно.

Известно, что, работая над эскизами к «Тройке», Перов, пытаясь вызвать у зрителей чувство жалости к бедным детям, подчеркивал в них черты уродливости и крайнего истощения.

Позже отказался от этой идеи и пошел по пути поэтизации образов, придав им черты миловидности и выражение страдания.

портрет Достоевского кисти Перова

В 1870-е годы художник создал галерею портретов современников, деятелей передовой русской культуры, отличающихся глубокой психологической выразительностью образов – таковы портреты А. Н. Островского и Ф.М. Достоевского.

В последние годы Перов обратился к исторической теме: он задумал триптих о Емельяне Пугачеве, обдумывал сюжеты из Евангелия и русского фольклора, но его планам художника не суждено было сбыться.

Василий Григорьевич Перов скончался 10 июня 1882 года в Кузьминках от скоротечной чахотки.