Зинаида Лансере родилась в родовом имении под Белгородом в 1884 году. Семья была очень творческой. Мама Зинаиды была родом из франко-итальянских живописцев, и сама была великолепной художницей. Отец был весьма известным скульптором-анималистом. Отец не успел воспитать дочь, т.к. скончался рано, Зине было в то время только два года.
От своих веселых и общительных братьев и сестер Зина всегда резко отличалась. Она была очень болезненным и замкнутым ребенком, во многом походившей на своего покойного отца.
Все без исключения дети в семье Лансере занимались живописью. Родной дядя Зины Александр Бенуа и второй дядя Альберт Бенуа стали для маленькой художницы первыми наставниками. Творческая преемственность в семье была всегда. Великая династия художников во многом повлияли на судьбу Зинаиды. С раннего детства Зина была приучена к тому, что писать кистью или рисовать карандашами это также естественно, как дышать.
Атмосфера в доме была чрезвычайно благоприятной. Семейные вечера, домашние спектакли, чтение вслух, музицирование в родном кругу были регулярными и очень теплыми. Так прошло детство Зинаиды.
Проба пера начинающей художницы пришлась на пейзажи, в основном с видами Малороссии, где и находилось ее родовое имение. Крестьянский быт девочка наблюдала ежедневно, более того, она была постоянной участницей полевых работ, крестьянских праздников на природе, сборов урожая. Разумеется, то, что она понимала лучше всего, то и первым появилось из-под ее руки.
Одна из первых картин Зинаиды – полотно «Яблоня» 1990-го года. Зинаиде было 16 лет, а само дерево росло в том же родном имении. На полотне яблоня выглядит крепкой и здоровой, ее ветви оттягивают спелые сочные яблоки. Картина получилась очень нежной и искренней. На протяжении всей последующей жизни Зинаида питала особые чувства к темам природы, здоровья, плодородия.
Окончив женскую гимназию в 1900 году Зинаида поступила в петербургскую Академию художеств. Учится в Академии утонченной студентке не нравилось, и совсем скоро Зинаида сменила Академию на художественную школу меценатки Марии Тенишевой. Одновременно пытливая студентка стала завсегдатаем мастерской знаменитого портретиста Осипа Браза.
Зинаида будто бы искала наставника, пыталась понять правильность выбранного пути. После путешествия по Италии Зинаида вернулась на родину полная уверенности и энтузиазма. Более она не сомневалась, что хочет заняться живописью самостоятельно, не привлекая более опытных коллег и учителей.
Скоро наладилась и личная жизнь Зинаиды. Ее двоюродный брат, живший по соседству стал ее супругом. Церковь подобные союзы не поощряла, поэтому Борис Серебряков сбился с ног в поисках священника, который решится их обвенчать. Молодые люди всерьез стали обдумывать смену религии. Остановились на лютеранстве, которое без разбора обвенчала бы и брата с сестрой. Но, когда отчаяние подошло совсем близко, один священник согласился совершить обряд за 300 целковых.
Деньги большие, но другого выхода из ситуации не было. После свадьбы супруги отбыли в Париж. Во Франции Зинаида брала уроки живописи в Академии де ла Гранд Шомьер. Но здесь девушка задержалась ненадолго. Ее неудержимо влекло на родину, в свое имение. Лишь здесь она была по-настоящему счастлива.
В 1906 году у супругов Серебряковых родился сын Евгений, а уже через год второй сын Александр. Борис работал инженером путей сообщения и по долгу отсутствовал в командировках. В это время Зинаида не скучала. Она воспитывала детей, много рисовала. Вдохновленная природной красотой родных просторов, Зинаида творила совершенные шедевры, наполненные любовью к своей малой родине, к простым людям, к такой бесконечно прекрасной и любимой Отчизне.
Знаменитый автопортрет Зинаиды был написан в 1909 году. Идея портрета возникла стихийно. Зинаида начала над ним работать несерьезно, как бы играючи, не рассчитывая на то, что именно эта работа сделает ее знаменитой.
По научению брата, Зинаида повезла на выставку в Москву некоторые свои работы. По итогам выставки работы Серебряковой получили хвалебные отзывы, а скоро ей сообщили, что Третьяковская галерея намерена приобрести картины «За туалетом» и «Зеленя. Осенью».
Это было началом творческого расцвета Серебряковой. Зинаида была верна своему честному и искреннему стилю в живописи. Она писала то, что видела, без абстрактных форм и скрытых смыслов. Она много работала. Время шло. В семье родились две девочки.
Среди ее работ есть некоторые, которые можно назвать самыми любимыми у детей и взрослых. Например, «За завтраком». Эта работа удивительно чистая, настоящая, живая. Лица детей обращены к матери. Стол застелен белой скатертью, суп разлит по тарелкам. Домашняя мирная сцена была глотком свежего воздуха перед лицом надвигающейся на Россию беды. Шла Первая Мировая война.
Революцию 1917 года Зинаида встретила в своем имении. Налаженный десятилетиями усадебный быт рухнул в одночасье. Находится в доме было небезопасно. Соседние имения разоряли восставшие крестьяне. Жить приходилось в постоянной тревоге, буквально озираясь. Наступили голодные времена, материалов для работы не было, но Зинаида продолжала работать. Именно в этот сложнейший жизненный период Серебрякова создала одну из самым известных своих работ. «Беление холста».
Скоро семья перебралась в Харьков. В марте 1919 года Борис скоропостижно скончался от сыпного тифа. Зинаиде было 36 лет. Ее мать овдовела в этом же возрасте. Какое страшное совпадение. Зинаиде не на кото было полагаться. Краски стали непозволительной роскошью, поэтому Серебрякова взялась за уголь и карандаш. Нужно было продолжать жить. Но как же это трудно. На руках четверо малых детей. Из родного имения Нескучное пришло письмо о том, что усадьба разорена и сожжена.
Собрав все свои силы, Серебрякова устроилась в Харьковский университет, чтобы отрисовывать таблицы археологических находок. Работа была скучной и неинтересной. Но для Серебряковой и этот труд стал настоящей удачей. Скромный заработок хоть как-то кормил детей.
Серебрякова переезжает с детьми в Петроград. Останавливаются в доме знакомых художников. Друзья брали ее с собой в Мариинский театр на балет. Так появилась целая серия балетных работ. Жизнь Серебряковых была очень тяжелой. Заказов было крайне мало. Денег едва хватало на прокорм.
Зинаида принимает решение ехать во Францию, где давно осел ее родной дядя Александр Бенуа. И она рискнула изменить все. Она оставила свою пожилую маму и всех детей, и отправилась на разведку, дабы подготовить все к приезду родных. Но ситуация сложилась иначе. Более Зинаида домой не возвращалась. Оставшиеся 43 года она прожила во Франции.
Вывезти детей за рубеж оказалось почти невозможным. Но, с помощью своего дяди, в разные годы удалось добиться выезда в Париж младшего сына Александра и младшей дочери Екатерины.
Но и во Франции Серебряковы жили не богато. Снимали самое простое деревенское жилье, вели уединенный образ жизни.
В 1928 году жизнь наградила Серебрякову неожиданным сюрпризом. После выставки «Старое и новое русское искусство» Серебрякова получила предложение от бельгийского барона написать портреты его семьи. Барон был щедр. Он выкупил у Серебряковой и некоторые ее работы, оплатил ей творческую командировку.
Серебрякову ошеломили совершенно незнакомые ей пейзажи, костюмы, люди. В Марокко она сделала множество набросков. По возвращению во Францию, Зинаида организовала отдельную тематическую выставку своих Североафриканских работ.
Но время шло, снова Серебряковых накрыло безденежье и тоска. Но в России осталась часть ее семьи, и им было еще труднее. Надежда на воссоединение с семьей рухнула, когда началась Вторая мировая война. Зинаида вынужденно получила паспорт беженца. Франция была оккупирована немцами. За связь с СССР ее могли запросто уничтожить. Время наступила страшное. Возможность получать вести с родины появилась лишь через 6 лет.
В 1957 году власти СССР предложили Зинаиде вернуться домой. По старости и болезням на переезд Серебрякова не решилась. В 1960 году случилась долгожданная встреча. После 36 лет разлуки в Париж приехала ее старшая дочь Татьяна. На родине она стала уже маститым театральным художником.
Серебрякова решилась написать советскому правительству свою просьбу. Она давно мечтала организовать на родине выставку своих работ. В мастерскую приехали влиятельные советские художники – Герасимов, Соколов, Шмаринов. Они лично отбирали работы для выставки. Для художницы это стало нечаянной радостью. Она не верила в происходящее.
В 1965 году в Москве, Киеве и Ленинграде открыли сразу три выставки Серебряковой. Ей самой было уже за 80. Она с трепетом ждала вестей. Успех был оглушительным, а отклики восторженными. Музеи скупали ее работы, альбомы с картинами расходились огромными тиражами. Серебрякова на родине стала настоящим трендом.
Через два года Зинаида Серебрякова скончалась и была похоронена на русском кладбще под Парижем.