23:25

Прямой эфир

Д/ф "История связи в лицах: Валерий Тимофеев "Колесо фортуны" (12+)

Николай Телешов: безвестный русский гений

Говоря о создателе реактивного двигателя, хотелось бы начать историю, подняв из истории события более ранние.

В своем последнем слове на суде по делу об убийстве царя Александра II народоволец Николай Кибальчич объявил, что в камере смертников им создан проект воздухоплавательного корабля. Эскизы и математические выкладки он передал адвокату В.Н. Герарду.

Николай Телешов

Когда через 37 лет ученые Советской республики проникли в секретные архивы Департамента полиции, они нашли в запечатанном сургучом конверте описание ракетного корабля казненного изобретателя. Однако чертежей и расчетов Кибальчича там не оказалось. Значит, чертежи и расчеты остались в руках адвоката.

В Главном архивном управлении находилась информация, что архив Герарда не значится в государственных хранилищах СССР. В справочных книгах «Весь Петербург» удалось установить, что два брата адвоката жили в Петербурге до 1918 года, далее следы терялись: то были годы эмиграции зажиточной русской интеллигенции. Крупнейшим центром эмиграции в то время был Париж. Соответствующий запрос был направлен в архивы Франции.

Из фондов парижского Музея воздухоплавания стало известно, что никаких материалов о Николае Кибальчиче в музее нет, но ему известно, что в Национальном институте промышленной собственности хранятся два патента другого русского изобретателя — Николая Афанасьевича Телешова (1828—1895), причем патент 1867 года на реактивный самолет. «Реактивный самолет 95 лет тому назад — не фантастика ли это?! Ведь каждый школьник знает, что первый самолет А. Ф. Можайского (запатентован в ноябре 1881 года) был винтовым».

Из Франции были присланы фото модели телешовского реактивного самолета, которая выставлена для обозрения в музее. Поиски способа свободного, независимого от направления ветра полета в воздухе в XIX веке сводились к построению достаточно легкой паровой машины, способной привести в движение либо винт, подобный гребному винту морских пароходов, либо большие крылья, как у птицы. 

Естественно, что свой первый авиационный патент от 31 августа 1864 года Телешов взял в Париже на паровой... орнитоптер (летательный аппарат с машущими крыльями). Уже в этом проекте Телешов и его соавтор — петербургский присяжный поверенный Михаил Михневич — выбрали обтекаемый торпедообразный фюзеляж, который разделили по канонам кораблестроения на две палубы, нижнюю и верхнюю. 

По их предположениям воздушный корабль должен был брать на борт, кроме 120 пассажиров с багажом, еще запас угля и воды для паровых машин на 10 часов полета. По мысли Телешова и Михневича самолет должен был развивать «автомобильную» по нынешним временам скорость: 40 км/час. Следовательно, максимальная дальность полета равнялась 400 км.

За 15 лет до А. Ф. Можайского, безуспешно пытавшегося поднять свой самолет в воздух винтами паровой машины, Н. А. Телешов пришел к выводу, что пар как сила непригоден для воздухоплавания.

Отставной штабс-капитан российской гвардейской артиллерии Н. А. Телешов отлично знал, сколько неудобств доставляет артиллеристам сила отдачи пороховых газов при выстреле из орудия... А нельзя ли использовать эту «вредную» силу для воздухоплавания? Ведь летали же русские боевые ракеты в Севастопольскую кампанию.

Два крыла, подобные крыльям орла, сведенные в один огромный треугольник, могли бы безопасно приземлять реактивный корабль, не дав ему разбиться о землю. Следовательно, при определенном размахе крыльев задача горизонтального движения сводится лишь к преодолению встречного сопротивления воздуха.

Новые идеи возникают только при основательном изучении старых. Ни одно из великих изобретений не рождалось на пустом месте, без учета достижений науки. Поэтому пусть нас не смущает тот факт, что Телешов использовал для своего самолета паровую машину англичанина Сегий (Seguille). 

Но изобретатель превращает ее в пульсирующий, прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работающий на «минеральном масле» (так называли сто лет тому назад керосин). Вспомним, что многие современные реактивные двигатели самолетов и даже космических ракет (в США) работают на чистом керосине — горючем, которое в телешовское время употреблялось лишь для освещения домов и улиц, да и то в редких городах.

В патенте Телешова есть прямое указание, что он приступил к постройке реактивного мотора. Шел 1867 год...

Первое, что вы ясно различаете, взглянув на чертеж реактивного мотора Телешова, это камера сгорания. Полый металлический цилиндр, через который истекают раскаленные газы. Камеру сгорания облегает цилиндрический металлический кожух. 

В него из бачка с горючим под давлением по тоненькой трубочке поступает горючее — керосин. В кожухе под действием нагревания («все равно каким способом», — замечает Телешов) от раскаленных стенок камеры сгорания горючее испаряется и поступает по верхней трубке в широкую трубку-смеситель через конический кран. Здесь керосин смешивается с воздухом.

Образованная горючая смесь через нижний клапан трубки-смесителя впрыскивается в камеру сгорания, где смесь взрывается искрой от контактов электрической батарейки. «Как только произойдет контакт, — пишет Телешов, — смесь воспламенится тем быстрее, чем теснее было соединение, и произойдет взрыв, который поднимет температуру и, следовательно, давление внутри цилиндра, это давление заставит смесь выходить через отверстие с переменной скоростью. Этот выход смеси образует силу отдачи, которая будет двигать аппарат».

Николай Телешов

После выброса газа температура внутри камеры сгорания понизится и образуется разрежение. Внешнее атмосферное давление само откроет левый клапан, и порция внешнего воздуха войдет в цилиндр навстречу другой порции горючей смеси, которая всосется силой того же атмосферного давления из нижнего клапана трубки-смесителя. 

И снова — взрыв смеси от электрической искры. Телешовым предусмотрена синхронизация впуска газообразного керосина в трубку-смеситель с моментом испарения очередной порции горючего в кожухе: газообразный керосин своим давлением поднимает жидкость в бачке-резервуаре, и стержень бачка, поднимаясь, открывает кран и выпускает газ в трубку-смеситель.

Таким образом, двигатель работает периодическими толчками, частота которых зависит от степени насыщения горючей смеси воздухом в коническом кране трубки-смесителя.

Многое из того, что предложил Телешов в своем патенте реактивного самолета в 1867 году, было через много десятилетий вновь изобретено и в России и в других странах мира — и тонкий профиль прочной решетчатой структуры крыла, и прочные и легкие металлические стойки решетчатого строения фюзеляжа, и рули высоты, приводимые в действие трансмиссией, и поворотные рули, и нервюры и лонжероны крыльев, и покрытие внешней оболочки самолета и крыльев воздухонепроницаемой тканью — все это спустя много лет вновь «открыто» и внедрено в авиацию. 

Часть этого даже стала со временем дурной традицией: за рубежом долгое время употребляли воздухонепроницаемую ткань, предложенную еще Телешовым, пока молодой авиаконструктор ЦАГИ А. Н. Туполев в середине 20-х годов практически не доказал возможность металлической обшивки самолетов.

В 30-е годы нашла признание и другая идея Телешова — жесткая конструкция крыльев моноплана с таким расчетом, чтобы крылья находились выше центра тяжести машины. Об этом в 1867 году Телешов писал так: «Можно заметить, что мой прибор воздушной навигации отличается от всех существовавших до настоящего времени тем, что движение его происходит в плане, параллельном поверхности крыльев, в этом заключается разрешение проблемы». 

С появлением в 40-х годах реактивных машин, достигших в следующем десятилетии сверхзвуковой скорости, были признаны и ракетообразные фюзеляжи, и треугольные крылья, и решетчатая структура всей самолетной конструкции, предложенные Телешовым 95 лет назад.

Даже система запуска первого поднявшегося в воздух с человеком самолета братьев Райт (1903 год) до удивления напоминает проект Телешова: «Что же касается запуска, то он может быть осуществлен с небольшого склона или при горизонтальном передвижении на ровной поверхности, машина может иметь колеса, которые будут идти по рельсам, установленным на пристани, или же может передвигаться с платформой-моделью, установленной с этой целью на пристани. Движение задается мотором. Париж, 17 августа 1867 года г-н Н. де Телешов».

С реактивным мотором Телешова произошла еще более удивительная история. В России первый патент на подобное изобретение — «Аппарат для получения пульсирующей струи газа значительной скорости, вследствие периодических взрывов горючей смеси» — был получен инженером В. Караводиным только в 1906 году, а за границей (во Франции) лишь в 1910 году Марконнэ. 

В архивах оккупированной немцами Франции патент Телешова не лежал мертвым грузом. В 1941 году, как отметил советский историк авиации майор В. Вуколов, «принцип действия пульсирующих двигателей русских изобретателей И. Телешова и В. Караводина был использован в Германии для создания двигателей для самолетов-снарядов типа «ФАУ-1» (газета «Красная звезда», № 129 от 2 июня 1960 г., стр. 4). «Теплородный духомет», как назвал позднее свой мотор Телешов, вовсе не был игрой воображения.

В том, что штабс-капитан артиллерии Николай Телешов после ряда лет мытарств со своими изобретениями в России очутился в начале 60-х годов в Париже и на улице Дюнкерк, 24, открыл свое патентное агентство, вряд ли было что-либо загадочное. 

Как и многие творения талантливых изобретателей, его проекты военным министерством царской России были «признаны мечтою» (сборник «Воздухоплавание и авиация в России до 1907 года». М., 1956. стр. 128). Изобретатель надеялся, что его агентство «М. М. Меннонс и Телешов» с отделениями в Брюсселе, Лондоне, Нью-Йорке и Петербурге (на Малой Морской, дом 16) соберет все выдающиеся изобретения века.

Николай Телешов

Мы до сих пор не знаем, насколько удалось изобретателю построить свой реактивный самолет, так же как не знаем судьбы его прочих патентов по усовершенствованию плавильных печей, полевой артиллерии и аппаратов для сахароварения. Биография Телешова ждет своего исследователя. 

Мы знаем только, что в 1881 году в связи с убийством революционерами царя Александра II петербургские жандармы подозревали и Телешова в помощи народовольцам в изготовлении бомб для цареубийства. Путь на родину оказался для Телешова закрыт. В 1895 году земля французских коммунаров на кладбище Пер-Лашез приютила прах безвестного русского гения.