В 1965 году во время шахматного турнира в Западной Германии советскому шахматисту Виктору Корчному мягко предложили остаться на Западе, обещая всевозможную помощь. Виктор отклонил предложение и вернулся в СССР.
Неуживчивый и резкий в суждениях Виктор был в негласной опале у руководства и коллег. В семидесятых годах от Виктора отвернулось спортивное сообщество из-за критики в адрес соперника Анатолия Карпова после победы Карпова по итогам турнира.
Наказание гордеца не заставило долго ждать: отстранение от международных турниров на два года. По иронии, личное поручительство Карпова позволило Виктору досрочно освободиться от запрета. Но Корчной не вынес должного урока из неприятной ситуации и, спустя короткое время, снова довольно жестко раскритиковал некоторые позиции СССР, в том числе по ряду политических вопросов. После этого интервью на Виктора посыпался шквал критики. Доброжелатели настоятельно советовали спортсмену не возвращаться в Советский Союз.
На следующий день Виктор пошел в полицейский участок и попросил политического убежища. Но убежища в Голландии Корчной не получил, лишь вид на жительство, что было весьма ненадежно для советского спортсмена.
Корчной направился в Швейцарию. Здесь он встретил свою будущую супругу, бывшую заключенную советского трудового лагеря. Женщина – уроженка Австрии, помогла советскому беженцу оформить пакет необходимых документов и обустроиться на новом месте.
Корчной начал новую жизнь. А в брошенной им стране осталась законная супруга и их общий сын Игорь. Игоря отчислили из института, запретили выезд за рубеж под предлогом неблагонадежности и призвали в армию. Но Игорь уклонился от службы, за что отсидел в уральских лагерях два года.
В то же время Виктор Корчной, находясь за рубежом, обращался советскому Генсеку Л. Брежневу, а также Кеннеди и Папе Римскому с просьбой посодействовать в выезде его семьи за рубеж. Но семью выпустили из страны лишь в 1982 году.
Рассчитывая на новые горизонты в отсутствие советского диктата, Корчной планировать завоевать чемпионский титул. Но судьба распорядись иначе. Отношение советского союза к Корчному как к предателю преследовало его до конца жизни.
Бывшие сограждане старались вмешаться в спортивную жизнь Виктора, закрывая ему участие в турнирах. Гражданство Швейцарии Виктор получил через долгих 15 лет после побега. Но всё же восстановил советское гражданство в 1992 году. Возвращаться шахматист не захотел. В возрасте 85 лет Корчной скончался в своей швейцарской квартире.