История Страны Советов полна как неординарных событий, так и неординарных личностей, оставивших свой яркий или тайный след в ее становлении. О многих из них мы узнаем только по прошествии десятилетий, когда окончательно откроются архивы.
Проблемы современной России напрямую связаны с историческими территориальными притязаниями на ее территорию. Отношения с Японией – вечная головная боль руководства страны на разных исторических этапах.
Из удостоверения российского консула С. Колоколова в Мукдене от 1916 года: «Исидор Яковлевич Незнайко, состоя на службе, отличался прекрасным усердием к исполнению своих обязанностей, знанием дела и отличным поведением».
Исидор Незнайко родился в кубанской станице Ахтырской, 27 мая 1893 года. Когда мальчику исполнилось три года, его отец штаб-трубач (старшина) вахмистр Яков Незнайко, собрав все свое семейство отправился в составе отряда кубанских казаков в Харбин, охранять от китайских бандитов строительство Китайско-Восточной железной дороги. В 1902 году Исидора ненадолго отправили обратно в Россию, в Харбине не хватало школ, но по окончании Русско-японской войны, он вернулся в Маньчжурию и стал участником важных событий.
В 1906 году Штабом Заамурского округа пограничной стражи, для получения специального образования за границей, была отобрана группа подростков. В эту группу вошел и Исидор Незнайко. Он был командирован в Японию, в Токио, специально для изучения японского языка. Исидор поступил в духовную семинарию при Российской духовной миссии в Токио, где несколько лет изучал японский язык, будучи полностью погруженным в языковую среду. Возможно, современному человеку покажется странным выбор учебного заведения, но ответ предельно прост – в то время готовить переводчиков было просто негде. Восточный институт во Владивостоке не покрывал потребности в переводчиках, да и сами учащиеся не показывали результатов, а командование хотело видеть исключительные качество выпускников. Кстати, одним из соучеников Исидора был Василий Ощепков, родоначальник советского дзюдо и один из создателей самбо.
Незаурядные способности к языкам и исключительное умения держать себя в руках, привели Исидора в советскую разведку. Начало работы сам Исидор обозначил в своей биографии 1918 годом, он занимался тайной информацией о передвижении японцев в Сибирь, работа была довольно опасной и записи ему приходилось условно делать на спичечных коробках, расшифровывать дома и отправлять сводки донесений. Примерно в эти же годы он принимал участие в задержании служащими станции двух японских товарных вагонов, груженых золотом под видом урн с прахом японских воинов.
После передачи Китайско-восточной железной дороги японцам, Исидор остался без службы и тяжело заболел. К тому времени подданный СССР, Незнайко был известным на КВЖД человеком, главой большой семьи. Оставшись в Харбине, Исидор, не смотря на преследования со стороны японской полиции и постоянные обыски, пользовался большим уважением в многочисленной русской колонии. Даже несмотря на отсутствие службы, Исидор стремился всячески защищать соотечественников и русские дела. Болезнь не помешала ему выпустить учебник для изучения японского языка, к сожалению, книга была запрещена к продаже японскими властями, равно как и преподавание самому Исидору.
В Манчжурии Исидор прожил до 1954 года, после чего вернулся на родину, правда, не на Кубань, а сначала в землянку на Целина, а потом уже переехал в Караганду.
Личная история разведчика Исидора Незнайко до сих пор засекречена на 90%, правда остались его дневники, из намеков которых, мы можем составить хоть немного представления о масштабах его деятельности.
_____
Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен