Будущий дипломат и поэт Федор Тютчев родился в фамильной усадьбе Овстуг Орловской губернии 5 декабря 1803 года. Отец Федора происходил из старинного дворянского рода и служил в «Экспедиции Кремлевского строения». Мать Федора была женщиной блестящего ума.
Семья жила дружно в атмосфере любви и взаимного уважения. Часто зимой Тютчевы перебирались в Москву и жили в собственном особняке. Дом Тютчевых был гостеприимным, гостей было много. Праздники в семье отмечались широко и хлебосольно.
Дети получили отличное домашнее образование: владели иностранными языками, играли на музыкальных инструментах. С помощью учителя Семена Раича Федор изучил античную литературу, древнегреческий язык, латынь, итальянский язык. Федор с детства живо интересовался искусством и историей. Много читал. Любимыми авторами были Михаил Ломоносов, Николай Карамзин, Василий Жуковский, Гавриил Державин.
Свое первое произведение «Оду на новый 1816 год» Федор написал в 1818 году в возрасте 13 лет. Профессор Московского университета Алексей Мерзляков зачитал сочинение на собрании Общества любителей российской словесности и Тютчева приняли в организацию. Вскоре в журнале «Труды Общества любителей российской словесности» стали печатать первые стихи юного Тютчева.
Окончив досрочно Московский университет в 1821 году, Федор переезжает в Петербург и поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел. По рекомендации своего родственника графа Остермана-Толстого Тютчев направляется в дипломатическую миссию в Мюнхен.
В Баварии Федор прожил больше двадцати лет. Тютчев познакомился с немецкими поэтами Генрихом Гейне и Иоганном Гете, философом Фридрихом Шеллингом. Федор Иванович занимался переводами, посещал литературные вечера, публиковал собственные статьи на иностранных языках. Окончательно вернулся в Россию в 1844 году.
Тютчев много сочиняет. Во второй половине 1820-х годов им написано более семидесяти стихотворений и лирической прозы. Как отмечал Валерий Брюсов, творчество Тютчева не заимствовано у предшественников, а вполне самостоятельно и самобытно.
В тоже время сам поэт к собственным сочинениям был крайне требователен. То, что он не считал идеальным, бросалось в топку. Как ни странно, Тютчев в России был малоизвестен, но до тех пор, пока его товарищ Иван Гагарин не показал Василию Жуковскому и Петру Вяземскому тетрадь сочинений Тютчева.
Вяземский передал тетрадь Александру Пушкину, который пришел в восторг от прочитанного, и опубликовал стихи Тютчева в «Современнике». Так о Тютчеве узнал широкий читатель.
В 1838 году Тютчев был направлен на дипломатическую службу в Турин. Его супруга с детьми отправились к нему на пароходе. Уже в Германии судно загорелось. Семья не пострадала, но стресс от пережитого сказался на здоровье Элеоноры Петерсон и вскоре женщина скончалась. Несколько месяцев спустя, Федор Иванович снова женился на Эрнестине Дернберг.
Возвращение из Турина в Петербург состоялось в 1945 году. Федор Иванович занял пост в министерстве иностранных дел. Работая цензором, Тютчев отмечал, что работа ему скучна и однообразна. Он тяготел к серьезной и масштабной работе, поэтому скоро начал писать трактат «Россия и Запад», в которой несколько лет подряд излагал свои мысли о внешней политике. Этот труд остался незавершенным.
Федор Иванович создал замечательные философские и любовные стихи, объединенные в «денисьевский» цикл. Большинство произведений были посвящены его давней возлюбленной Елене Денисьевой. Елена считала себя настоящей, но не официальной супругой Тютчева. Она родила ему троих детей.
Когда Елена умерла, Тютчев признавался, что для него наступила пустота, а жизнь стала просто невыносимой. Дальше – новый удар. Уже на следующий год после болезни скончались два ребенка от Денисьевой. Старшего сына забрала к себе дочь поэта Анна Тютчева.
Творчество Тютчева теперь исполнено размышлений о старости и смерти. Отвлекался поэт на службе, хотя врачи рекомендовали покой и уединение. Речь и зрение поэта значительно ухудшились, но он продолжал сочинять и диктовал свои стихи помощникам. Скончался поэт 27 июля 1873 года в Царском селе.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.